Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Выразительное чтение по зайцеву. Читаем слоги по методике зайцева. Хитрости пользования методикой

– пособие довольно популярное, о нем слышали даже те, кто не имеет никакого отношения к обучению детей чтению. Но вот чем же кубики заслужили свою популярность и чем отличаются от прочих методик обучения чтению, зачастую для многих так и остается тайной. Действительно ли это недешевое пособие настолько «чудодейственно», и малыш научится читать за несколько занятий? И чем вообще отличаются кубики Зайцева от обычных кубиков с буквами?

На самом деле, некоторые вопросы остаются у родителей даже после покупки пособия. В частности, самый главный вопрос – как обучать по методике Зайцева маленького ребенка, чтобы это было действительно интересно? Ведь довольно толстая книжечка, входящая в комплект, не может похвастаться четкой и стройной программой занятий для малышей.

В этой статье я коротко расскажу про основные принципы методики обучения чтению по Зайцеву, а самое главное, приведу варианты игр с кубиками, которые помогут весело и интересно построить занятия. – пособие действительно уникальное и заслуживающее внимание!

Основные принципы методики Зайцева

Когда вы стали задумываться о том, что ребенка уже пора учить читать, какой способ обучения первым пришел вам в голову? Скорее всего, тот, по которому вас учили читать в детстве! Сначала по азбуке заучиваем все буквы, затем учимся сливать их воедино, испытывая массу трудностей, ну а потом переходим к чтению предложений вроде «Мама мыла раму». Николай Зайцев данный подход не поддерживает и вот по каким причинам:

1. Когда ребенок заучивает буквы по азбуке, в его сознании образ буквы слишком крепко привязывается к картинке, которая была расположена в азбуке рядом с этой буквой. В результате такие образы мешают ребенку объединять буквы в слова и простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз». Еще хуже, если родители учат малыша не тому, как звучат буквы, а как они называются (т. е. не «Л», а «Эль» и т.д.). Потом ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка».

2. Обучение чтению по слогам, по мнению Зайцева, тоже не самый удобный способ, так как русские слоги слишком разнообразны по количеству и комбинациям звуков. Они могут включать несколько подряд идущих согласных (например, СТРУЯ) и прочие неудобные для начинающего читателя формы (например, ХОЛСТ, ГОРСТЬ – да, да, это все один слог).

Именно поэтому в основе методики Зайцева лежит обучение ребенка чтению не по буквам, и не по слогам, а по складам . Николай Зайцев определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, малышу легче всего сказать и прочитать. Склад – это первое, что начинает произносить малыш, когда начинает говорить – МА (мама), КО (кошка). И именно склады наборматывает себе ребенок, когда учится писать – КО-Л-БА-СА.

Складом может быть :

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я -МА; КА-Ю -ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш -КА; МА-Я-К );
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога , который может состоять и из 4, и из 5 букв.

Однако складовый подход – это не единственное новшество Зайцева. Он предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Зайцев написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. Таким образом, занимаясь по методике, мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады. Так, играючи, малыш незаметно для себя учится узнавать склады, а затем и самостоятельно их читать. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами .

Что из себя представляют кубики Зайцева

Итак, давайте разберемся, в чем же принципиальное отличие кубиков Зайцева от обычных кубиков с буквами. Со всех сторон на кубиках Зайцева написаны не буквы и слоги, а именно склады . И написаны они не вразброс, а по определенным правилам:

    Все склады на одном кубике начинаются с одного согласного . Например, МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-М.

    Кубики бывают большие и маленькие . На больших – все склады твердые. На маленьких – мягкие.

  • Кубики бывают разных цветов , а если их потрясти, то и звучат они по-разному. Внутри оранжевых кубиков деревянный наполнитель и на них написаны склады с глухим согласным. А внутри серых – железный наполнитель, и склады здесь со звонким согласным.
  • Склады, представляющие собой отдельную гласную, вынесены на отдельные кубики, окрашенные в ярко желтые цвета.

  • Также есть необычные «двойные» кубики . На одной стороне такого кубика объединены склады, которые хоть и пишутся по-разному, но читаются одинаково. Например, ЖЁ и ЖО, Ш и ШЬ.

Такие отличительные особенности облегчают ребенку задачу поиска нужного склада среди всей массы. Как говорит Николай Зайцев, «среди 500-800 книг на своих полках вы тоже легко разыщите нужные, припоминая их цвет, высоту, толщину и оформление корешка». Только кубиков не 800, а 65. А если не считать дубликаты и вспомогательные кубики, то останется всего 39. Найти нужный вполне реально!

Раньше последователи методики Зайцева сами склеивали кубики (что очень непросто, так как их много и должны они быть из очень плотного картона), сейчас же их вместе с таблицами и методичкой можно купить в специализированных магазинах с развивашками .

Занятия и игры с кубиками Зайцева

Как же играть с кубиками, чтобы малыш по-настоящему увлекся чтением? В комплект пособия входит методическое руководство Николая Зайцева, описывающее варианты занятий. Скажу честно, читается методичка без удовольствия. Текста много, но, на мой взгляд, в ней много лишнего. Хотелось бы четкого описания игр с конкретными рекомендациями, ну и пошаговой программы. Также немного смущает, что в методичке очень мало игр, предполагающих обучение ребенка с нуля. Ведь автор обещает, что начинать учить можно уже 2х-летнего малыша.

Но, не пугайтесь, все это нисколько не умаляет достоинств методики Зайцева Если разобраться и грамотно организовать игровой процесс, можно получить действительно отличные результаты в виде читающего и не замученного ребенка Пока мы занимались с дочкой, я собирала самые интересные идеи игр с кубиками, хочу привести их здесь в порядке возрастающей трудности

Прежде, чем перейдем к играм, хочется сказать, что не стоит ограничивать занятия только лишь кубиками! Разбавляйте их и другими , так ребенку будет интереснее!

И еще один очень важный момент ! Не ждите от ребенка, что он на первых же занятиях будет сам читать склады (даже если он раньше уже знал буквы). Не устраивайте малышу постоянные проверки («Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано»). Все занятия должны превратиться в игру, в процессе которой вы будете много раз показывать и называть ребенку склады. Результат не заставит себя ждать, сначала малыш научится узнавать склады и будет легко находить нужные среди ряда предложенных. А потом придет и к самостоятельному чтению. Не торопите малыша!

Итак, приступим. Привожу игры с кубиками Зайцева в порядке возрастающей трудности . Игры можно неоднократно повторять с ребенком, используя каждый раз разные кубики.

  1. Достаем кубики из мешочка / складываем обратно

Начинать игры всегда лучше с твердых складов (это большие кубики). Приготовьте непрозрачный мешочек и сложите в него несколько кубиков. Вместе доставайте по одному кубику из мешочка, озвучивайте, что написано на той стороне, которой к вам повернулся кубик. Задавайте вопросы и сами же на них отвечайте. «А это что у нас за склад? Это же МУ!»

Обыграйте занятие каким-нибудь сюжетом. Например, мишка вам принес мешочек и попросил вас рассказать, что лежит внутри.

Потом все кубики можно сложить в мешочек обратно, также называя их.

2. Перекладываем кубики из одной тары в другую

Игра аналогична предыдущей. В качестве тары подойдут кастрюли, коробки. Пока перекладываем, читаем, что написано на одной стороне каждого кубика. Либо можно «пропевать» их полностью.

3. Попевки на кубиках

Складовые попевки – один из неотъемлемых элементов методики Зайцева. Все склады написаны на кубиках в определенной последовательности (например, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДЫ-Д), если заранее потренироваться во вращении кубика нужным образом, то у вас получатся очень складные попевки. Вот так:

Секрет попевок заключается в том, что все они похожи друг на друга, и видом, и на слух. Если малыш узнает хотя бы один согласный на кубике или хотя бы один склад, он может быстро по памяти восстановить всю попевку, а соответственно и пропеть весь кубик.

Чаще пойте с ребенком эти попевки, и он быстро научится прочитывать склады на них.

4. Прятки

Возьмите один кубик и спрячьте его под платком / одеялом и предложите отгадать, какой стороной он вам сейчас покажется. Затем достаньте кубик, вместе озвучьте его и искренне удивитесь прочитанному. Повторяйте игру снова, поворачивая кубик разными сторонами. «Как ты думаешь, какой стороной покажется нам кубик? Давай посмотрим! Это МИ!». Сюрпризный момент будет повышать интерес ребенка к игре.

5. Игрушки и домики

Предложите малышу расселить игрушки по домикам-кубикам – «Зайчик у нас будет жить в домике КО» и т.д. Если есть желание, склады можно подобрать так, чтобы они соответствовали первому слогу в названии животного, т.е. лошадка будет жить в домике ЛО и т.д.

Когда все будут расселены, поиграйте персонажами, ходите друг к другу в гости, прячьтесь в разных домиках и не забывайте в игре ненавязчиво называть склады. Аналогично можно сыграть в паровозик, в этом случае игрушки будут рассаживаться по вагонам, названиями которых будут склады!

6. Сортируем кубики на большие и маленькие

Возьмите две любимые игрушки малыша. Желательно, чтобы одна из них была большого размера, а вторая – поменьше. Допустим, это будет большой мишка и зайка. Скажите ребенку, что мишка любит большие кубики, а зайка – маленькие. А затем рассортируйте их между игрушками. Не забывайте прочитывать, что на них написано.

Также помните, что сначала склады все время читаете вы. Потом когда ребенок уже немного их запомнит, предлагайте задания на узнавание – «Дай, пожалуйста, мишке кубик ТО» и т.п.

7. Беги к МИ!

Расставьте по комнате в разных местах на уровне глаз ребенка несколько кубиков (4-5 штук). Предложите малышу наперегонки (например, с мишкой) бегать к тем складам, которые вы будете называть.

К примеру, вы кричите «Беги к МИ!» или «Кто первый принесет КА?», малыш быстро находит нужный склад и подбегает к нему. Мишка, за которого будете играть вы, конечно, тоже будет «стараться» обогнать малыша.

8. Паровозики и башни

Предложите малышу построить паровозик, да только не простой. В этом паровозике все склады будут с одним и тем же гласным, например МА-КА-ПА-ТА-ДА или ТУ-РУ-ДУ-ЛУ-ПУ, или еще длиннее. (Не забывайте, что всегда лучше начинать игры с твердых слогов, их ребенку проще читать!)

Чтобы малышу было интереснее, каждый кубик для постройки может приносить какая-нибудь игрушка. Когда паровозик будет готов, пропойте или проговорите вместе его длинное название, показывая пальчиком на каждый склад. Или с азартом хлопайте по каждому складу, называя его!

А потом еще и рассадите по паровозику небольшие игрушки. Каждый пассажир, перед тем как занять свое место, будет говорить ребенку, в какой вагон у него куплен билет, а ребенок будет находить соответствующий склад и пристраивать пассажира.

Аналогично можно строить складовые башни. Играем с башней аналогично, разве что жильцов расселить не получится

9. Находим ошибки

Постройте перед занятием без участия ребенка паровозик или башню. При этом все склады должны оканчиваться на один и тот же гласный, а в одном намеренно допустите ошибку. Скажите малышу, что мишка построил паровозик сам, но где-то ошибся, помогите ему найти эту ошибку. Для этого вместе читайте склады.

10. Братики и сестренки

Расскажите малышу, что все кубики – родственники, у каждого из них есть братик или сестренка. Так, у кубика с твердыми складами МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-М есть младшая сестренка – МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ (кубик меньшего размера). Объясните ребенку, что определить родство можно по первой букве в слоге. Найденные пары не забывайте пропевать. Так они будут быстрее запоминаться.

11. Рассказываем сказки

В складах немного уже освоились, можно попробовать и первые слова составлять. А помогут нам в этом незамысловатые сказки, например вот такого плана:

«Жил-был гномик СО (показываем кубик соответствующей стороной ). Ему было очень одиноко и грустно, потому что у него не было друзей. Он искал их везде и всюду: на стуле, под столом, на кровати, под кроватью (изображаем поиски ), но никак мог найти. И вот как-то совершенно случайно на улице ему повстречался гномик по имени К (показываем ). Как же обрадовался наш гномик СО! Он стал прыгать от радости, да и гномик К тоже радовался. СО-К, СО-К, СО-К, СО-К! Так они прыгали и прыгали, а потом встали рядом и удивились, потому что увидели, что у них получилось слово СО-К! Тогда они рассказали об этом другим складам, и те тоже стали приходить в гости к СО, составляя новые слова: СО-М, СО-Н, СО-ВА, СО-ДА, СО-ЛЬ (другие кубики должны быть наготове

Вот еще варианты слов для других сказок:

  • ЧАЙ, МАЙ, ДАЙ, ПЕЙ, ЛЕЙ, БЕЙ, МОЙ, ПОЙ;
  • МАМА, МАША, МАЛО, МАК, МАСЛО;
  • МИТЯ, ВИТЯ, КАТЯ, ТЁТЯ, ПЕТЯ.

12. Кто быстрее?

Постройте перед ребенком не слишком сложное, но интересное для него слово (например, МИШКА), вместе прочитайте его, проводя пальчиком по складам. А затем предложите наперегонки (лучше всего с какой-нибудь игрушкой) искать в этом слове заданные склады. Например, кто быстрее найдет КА?

Потом предложите найти МИ и т.д. А после поменяйте и слово.

13. Игрушки пишут слова

Скажите ребенку, что сейчас игрушки напишут специально для него то слово, которое он захочет. Если малыш затрудняется, предложите сами на выбор что-нибудь любимое или сладкое. Например, МАШИНА или КОНФЕТА, ТОРТ.

Когда выбор будет сделан, игрушки начнут по очереди приносить кубики – например, слоненок принесет МА, мишка – ШИ, зайка – НА. Чем смешнее персонаж будет нести свой элемент, тем веселее пройдет игра. Он может ронять кубик, все время отыскивать нужную сторону, весело напевать свой склад и т.д.

Важно расположить готовое слово на такой высоте, чтобы ребенку была видна нужная часть кубика.

14. Находим части тела

Предварительно перед занятием составьте несколько коротких слов (3-4 слова), обозначающих части тела и лица. Например, НОС, РОТ, РУКА, НОГА, ЛОБ и т.п. Прочитайте слова вместе с ребенком. Затем возьмите небольшую игрушку и скажите, что она сейчас будет прыгать с одного слова на другое, а вам нужно будет показывать соответствующее место на теле. Например, мишка прыгнул на слово «НОС» — значит, вам с малышом надо очень быстро показывать на свои носы.

Постепенно ускоряйте темп. Игра обычно проходит очень весело.

В такой игре малыш будет учиться узнавать слова целиком, процесс чтения будет все больше автоматизироваться.

15. Действия

Игра аналогична предыдущей, только теперь нужно составить из кубиков не части тела, а простые действия – ЕСТЬ, ПИТЬ, МЫТЬ, БЕГАТЬ, ХЛОПАТЬ и т.д. Задача ребенка изобразить то или иное действие, когда вы будете показывать на соответствующее слово.

По причине отсутствия большого количества кубиков со складом ТЬ, некоторые слова можно написать на карточках, выделив в них склады разными цветами.

16. Прятки

Эта игра тоже учит ребенка воспринимать и узнавать слово целиком. Сложите перед ребенком несколько слов, например, МЫШКА, СОБАКА, СЛОН, ЖИРАФ и т.п. Скажите, что это домики / вагончики поезда, в которых живут / едут эти животные. Вместе прочитайте слова, позадавайте малышу вопросы вроде «Где собака?», «Где слон?», «А здесь кто?».

Затем скажите ребенку, что животные решили сыграть в прятки, попросите его отвернуться и поменяйте местами некоторые слова. После этого снова попросите малыша найти нужные слова – «А где теперь мышка?», «Куда спрятался слон?» и т.д.

17. Вместе пишем слова

Когда ребенок хорошо освоится с кубиками и будет с удовольствием в них играть, можно учить его писать слова кубиками. Конечно, сначала малышу нужно будет подсказывать, но постепенно количество подсказок надо уменьшать:

  • На первом этапе просто подавайте ребенку кубики в нужной последовательности нужной стороной.
  • На втором этапе подавайте кубики в нужной последовательности, но предоставив возможность выбрать нужный склад.
  • На третьем этапе объясните малышу, как определять, какой склад будет следующим в слове, и предложите ему самостоятельно выбрать нужный кубик из 3-4 предложенных. Чтобы облегчить ребенку задачу, заранее поверните кубики нужной стороной.

Что малышу будет интересно писать кубиками:

  • Свое имя (собрав имя, переставьте в нем что-нибудь, посмейтесь над тем, что получилось)
  • Имена близких – мама, папа, баба, деда, кошка, собака, Чупа (имя любимой игрушки) и т.п.
  • Спросите малыша, чтобы он хотел скушать (мороженое, киндер, дыня, яблоко, пельмени…)
  • Названия любимых игрушек (лего, машина, кукла и т.п.)
  • Любое слово по выбору ребенка.

Подготовьте несколько карточек с написанными на них словами. Склады в словах выделите разными цветами (). Предложите малышу собрать эти слова.

Не забывайте обыгрывать занятие каким-то интересным сюжетом. Например, игра может начаться с того, что динозаврик нашел карточки со «съедобными» словами (например, КАША, ЛАПША) и попросил вас составить то, что на них написано. После сбора и прочтения каждого слова малышом, динозаврик будет его «съедать».

19. Смешные слова

Пускай ребенок составит подряд несколько кубиков так, как ему хочется. Затем вместе прочитайте то, что получилось. Наверняка, получится смешное слово, можно даже пофантазировать, что это такое.

20. Перевертыши

Предложите ребенку поиграть в фокусников. Для этого соберите сначала какое-нибудь простое слово, например, МАША. Затем замените в нем один кубик на другой (например, поставьте вместо МА склад ДА). Прочитайте, что получилось, и объясните ребенку, что даже немного изменив буквы, мы можем получить слово с совершенно другим значением. Вместе искренне удивляйтесь, какое новое слово вам удалось получить.

Вот какие цепочки слов можно строить:

  • МАША-ДАША-КАША-МИША-НАША-ВАША,
  • ПАЛКА-ВИЛКА-БУЛКА-БЕЛКА,
  • ЛЕЙКА-ЗАЙКА-ГАЙКА-ЧАЙКА-МАЙКА,
  • ПИТЬ-ЛИТЬ-МЫТЬ-БИТЬ-ДАТЬ-ПЕТЬ,
  • ТАНЯ-ЖЕНЯ-АНЯ-СОНЯ-БАНЯ-ЛЁНЯ-ТОНЯ-ДАНЯ-МАНЯ.

21. Домики животных

Подготовьте несколько любимых игрушек малыша с несложными именами / названиями. Вместе постройте для каждой игрушки домик, написав кубиками ее имя. Затем расселите игрушки по домикам. Разыграйте сценку с тем, как животные гуляют и возвращаются, ходят друг к другу в гости. Ребенок должен правильно прочитать и найти домик каждого игрушечного друга.

Аналогично можно строить домики исходя из того, кто как говорит. Для кошки – МЯУ, для собачки – ГАВ и т.п. Такие слова будут короче и понятнее. Принцип игры описан

22. Пишем слова с определенными параметрами или по цепочке

Когда ребенок уже очень хорошо освоится с написанием слов, можно составлять слова с заданными параметрами, например, содержащие конкретный склад или букву.

Другой вариант – писать слова по цепочке. Например, вы выставляете одно слово – ХА-Л-ВА. Читаете его, затем все первые кубики убираете, оставляете только последний. Теперь ваша задача – придумать слово на оставшийся склад, например, ВА-ЛЕ-НО-К. Дальше может быть К-РО-Ш-КА, КА-ША и т.д.

23. Пособия к кубикам Зайцева

Хочется также обратить ваше внимание на пособия Натальи Пятибратовой, разработанные специально для занимающихся по кубикам Зайцева. Тетради позволяют работать со складами в плоскостном варианте – в заданиях нужно проводить линии, рисовать и приклеивать наклейки. При этом во всех заданиях нарисованы не просто склады, а именно кубики Зайцева, что еще больше повысит интерес ребенка. Пособия отлично разнообразят «объемные» занятия с кубиками. Вот они:

Складовые наклейки для игр с кубиками Зайцева

Конечно, этим перечнем варианты занятий с кубиками не ограничиваются. Я больше, чем уверена, что вы и сами сможете придумать немало, руководствуясь интересами именно вашего ребенка. Главное, чтобы все занятия проходили в ненавязчивой игровой форме!

Ну и последнее. Если вам интересен складовый подход, очень рекомендую также присмотреться к пошаговой программе обучения чтению KoroBoom . Весь комплекс построен на большом количестве интересных и разнообразных игр со складами и словами. Для этого в комплекте есть много магнитов, карточек, книжек-тренажеров, письменных заданий и т.п. Все задания подробно описаны и распределены в порядке возрастающей трудности. Программа проверена мною лично, занимались с удовольствием!

Желаю вам интересных и продуктивных игр! А чтобы не пропустить новые статьи блога, подписывайтесь на обновления в Инстаграм , ВКонтакте , FaceBook

2018-02-09 11:56:25 0 1627

Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным). Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других. Особое место здесь занимают кубики Зайцева – методика обучения чтению с самого раннего возраста.

Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

  • Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.
  • Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.
  • Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

По методике Николая Александровича , все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.

Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений. Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры. Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.


С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.


Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.


В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

«Не учиться, а играть!» Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки.

Как появились кубики Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира — русскому — нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди — офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы — по выражению самого Зайцева — «научиться передавать ее другим».

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким — детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей — обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение — кубики — назвали «звенящим чудом». Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

  1. Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
    Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.
    «Азбука вредна», — утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А — аист, Б — бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц». И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.
  2. По слогам читать сложно.
    В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, — не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово «всплеск» вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.
  3. Человек сначала учится писать, а потом читать.
    Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не «шкрябание ручкой в тетради», а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка? А где твое имя?», то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам — склады

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения — основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

«Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет Николай Александрович. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть». Наши предки чувствовали это и ставили «ять» в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: «о-а-зис», держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед «о» и перед «а», или по терминологии Зайцева — «мускульное усилие речевого аппарата». Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы — абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

Большие — это кубики с твердыми складами. Маленькие — кубики с мягкими складами. Впрочем, с определением «мягкий-твердый» Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.

Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

Двойные — это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются — «дружат» — не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как «жы», «шы», «чя», «щя», просто исключены.

Железные — кубики со звонкими складами. Деревянные кубики — с приглушенным складами. Золотые — кубики с гласными. Железно-деревянные — используют для складов, имеющих твердые знаки. Деревянно-золотые — для складов с мягкими знаками. Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные — голубым; согласные — синим; твердый и мягкий знак — зеленым.

Многих педагогов и родителей смущает такая расцветка, ведь в школе принята совсем другая: согласные синего или зеленого цвета, гласные — красного. А значит, малыша придется переучивать. Однако автор метода утверждает, что уход от красно-сине-зеленых сочетаний позволяет избежать цветовой «разодранности» слов, и поэтому дети сразу начинают читать бегло, без запинок.

Готовимся к занятиям шаг за шагом. Клеим кубики

Кубики Зайцева бывают трех видов: стандартные несобранные, собранные и пластмассовые. Кубики из стандартного (несобранного) набора включают в себя заготовки кубиков, которые необходимо склеить самостоятельно. Можно заняться этим увлекательным делом глухой ночью, пока любимое чадо спит. Но представьте, какое первое действие совершит маленький ребенок, получивший кубик с какими-то гремелками или шумелками внутри? Правильно! Он его разорвет. А если клеить кубики вместе, такого соблазна не возникнет, ведь и так ясно, что внутри.

Заранее подумайте об укреплении кубиков. Для этого можно вставить внутрь кубика еще один, почти такой же по размеру, вырезанный из плотного картона.

Клеить кубики можно клеем «Момент». Если его нет, то можно воспользоваться клеем ПВА. В процессе сушки клея стяните кубик банковскими резинками, чтоб не разъехался.

Обязательно защитите кубики — обклейте со всех сторон скотчем. Можно перед началом склеивания заламинировать развертку или обернуть термопленкой, а после сборки еще и проклеить скотчем углы граней.

После оклеивания скотчем или термопленкой кубики могут бликовать при ярком свете, тогда надо обязательно каждый раз следить за тем, чтобы ребенку было хорошо видно, посмотрев на кубик с его точки зрения — буквально сев на его место.

Развешиваем таблицы

Таблицы, входящие в комплект кубиков Зайцева, желательно сначала обрезать по линии, изображенной по краям. Затем, совместив края частей таблицы, склеить их клеем или скотчем. Если вы повесите части таблицы, не склеивая, то в процессе занятий они могут начать «разъезжаться».

Таблицы тоже желательно обернуть термопленкой. Благодаря этому они не порвутся и не испачкаются в процессе использования.

В книге Зайцева и в методическом пособии, прилагаемом к комплекту кубиков, написано, что таблицы желательно вешать высоко, нижний край на уровне головы взрослого человека или выше. Однако эти рекомендации основаны на том, что кубики Зайцева в основном используются в группе (сам автор методики работал только с группами детей). Если повесить таблицы низко, дети будут загораживать друг другу написанное. Но если вы занимаетесь по дома, то у вас один слушатель — ваш ребенок. Кроме того, в группах начинают занятия в 3-4 года, а дома мама может заниматься и с двухлетним или даже годовалым малышом. Такой кроха просто не сможет разглядеть что-либо на высоко повешенной таблице. Поэтому дома развесьте таблицы так, чтобы малыш мог достать поднятой вверх ручкой до верхнего края таблицы. Когда он подрастет, поднимите таблицу — ребенок должен тянуться к ней, а не наклоняться.

И еще одно важное примечание. Для очень маленького ребенка таблица слишком велика. Чтобы увидеть несколько складов, нарисованных в разных концах таблицы, ему нужно или далеко отойти (тогда он не сможет их показать), или бегать туда-сюда вдоль таблицы. Лучше всего, если у вас есть такая возможность, повесить таблицу в угол комнаты, согнув ее пополам. Тогда малыш сможет, стоя на одном месте, легко дотянуться рукой до любого края таблицы.

Размещать таблицы желательно в том месте, где малыш бывает наиболее часто, то есть в его комнате. Но если там места совсем нет, то можете разместить их в другой комнате, в коридоре или даже на кухне.

Настенные таблицы не менее важны, чем кубики, не пренебрегайте ими. Сам автор методики — Николай Зайцев — очень гордится тем, что при работе по таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.

Учим попевки

Выучить их необходимо, потому что вы вместе со своим ребенком будете не произносить нарисованные на кубиках склады, а петь их. По мнению Николая Александровича, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. А некоторых детей в нежном возрасте иначе и не научишь читать.

Оживляем кубики

Играем в кубики

Теперь в игру вступает ребенок. Все кубики со складами предоставляются в распоряжение ребенку сразу и навсегда. Не бойтесь, что малыш запутается. Точная систематизация позволяет быстро уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода «научностью». Для начала пусть выберет кубик, который приглянулся больше других. Возьмите его и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады. Теперь пусть кроха выберет большой деревянный кубик. Затем маленький. Золотой. Железный. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.

Встаете у таблицы, в руки берете указку и начинаете распевать. Обратите внимание, нужно хорошо артикулировать склады, показывать ребенку, что звуки разные: большие и маленькие, звонкие и шуршащие.

Для наглядности можно двигаться: вставать на цыпочки или приседать, разводить руками и т. д.

Очень важно вдохнуть в кубики жизнь. Придумывайте кубикам имена: вот большой кубик-папа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а вот маленький кубик-детка БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики — это бабушки и дедушки.

Начинаем писать

Не бойтесь, если ребенок еще не в состоянии держать в руках ручку. Писать нужно не ручкой на бумаге. Малыш будет водить указкой или пальчиком по таблице, напевая: «Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко». Ему ведь нужно понимать, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать. И, конечно, писать нужно с помощью кубиков, составляя из них слова.

Начните писать с того, что ребенку дороже всего, — с имени. Кстати, можно написать КО-ЛЯ, но лучше — НИ-КО-ЛА-Й А-ЛЕ-К-СЕ-Е-ВИ-Ч (ребенок будет рад почувствовать себя большим). Потом составляйте названия игрушек, имена близких людей. Собрав в одном конце комнаты слово МАМА, на столе — БАБУШКА ЛИЗА, а у окна — ДЯДЯ ПЕТЯ, начинайте подвижную игру в слова: «Скорее беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто к нам приехал, — ДЯДЯ ПЕТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!» Таким образом можно обучать чтению в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку. Обратите внимание, мы не учим ребенка читать или писать с помощью кубиков, мы просто играем.

Не хватает кубика! Что делать?

Действительно, для написания тех или иных слов не хватает кубиков, которые есть в наборе. Например, вам захочется написать слово БАНАН, а у нас в комплекте только один кубик со складами НА и Н (кубик НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н) и одновременно повернуть его двумя гранями невозможно. Часто не хватает кубиков со складами на С, М, П, кубиков с гласными. Что делать? Если вы купили кубики, не спешите сразу склеивать их. Сначала отксерокопируйте на цветном ксероксе развертки наиболее употребляемых кубиков. Основу для них вырежьте из картона. Если же вам не хочется ничего дополнительно изготавливать, то те слова, которые вы не можете написать кубиками, пишите на листе бумаге фломастерами, выделяя склады разными цветами, или пишите по таблице указкой.

Методика Зайцева предназначена для обучения детей чтению, математики, иностранному языку. Материалы, которые используются для занятий – это кубики различных видов. Они бывают большие твердые, маленькие мягкие, двойные, с разными наполнителями. Железные – со звонкими складами, деревянные – с приглушенными складами, золотые – с гласными. Белый кубик для обозначения знаков препинания. Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные – голубые, согласные – синие, твердый и мягкий – зеленые. Это помогает малышам понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками.

Основной единицей языка у Зайцева, при обучении чтению, является склад, а не слог. Склад – эта пара из согласной и гласной буквы или из согласной и твердого и мягкого знака, или эта одна буква. Например, БА-БУ-Ш-КА, а не ба-буш-ка, как это принято при традиционном обучении чтению. Используя эти склады, ребенок начинает составлять слова.

Весь материал подается только в игровой форме, так что ребенок и не замечает, что обучается. Методика Зайцева предназначена как для индивидуального развития, так и для группового.

Кроме кубиков в занятия по этой методики включаются еще и таблицы. Предполагается, что нижний край таблицы должен располагаться на высоте 165-170 см от пола. При этом ребенок будет смотреть на нее, подняв голову, что положительно влияет на осанку. Но в этом случае достаточно трудно представить себе 2х-летнего ребенка, который будет следить за указкой в такой позе. Поэтому чаще ребенок играет только с кубиками.

Обучение математике также основано на системе таблиц. Эта методика предназначена уже для детей 3-4 летнего возраста. Таблицы наглядно показывают ребенку, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, какие действия можно с ними делать.

Плюсы методики Зайцева:

  • Малыш быстро осваивает чтение, запоминая склады. Он сразу произносит, например, БА, а не думает над тем как прочесть отдельные буквы.
  • На кубиках есть только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, неправильные сочетания ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ вообще исключены.
  • Методика Зайцева рассчитана на большой возрастной диапазон. С ребенком можно начать заниматься в 1 год, а можно и в 5 лет.
  • Обучение по этой методике развивает органы чувств, музыкальный слух, чувства ритма, память.
  • Кубики, состоящие из различных по фактуре и весу материалов, воздействую на мелкую моторику, что уже влияет на развитие интеллекта.

Минусы методики:

  • Логопеды, дефектологи, учителя начальной школы часто не очень приветствуют эту методику, т.к. ребенок привык видеть только склады, что потом возникают трудности при разборе слова по составу. Ребенок не может выделить корень, приставку, суффикс и окончание. При фонетическом разборе и написании транскрипции тоже возникают проблемы, и ребенка приходится заново переучивать.
  • Данные пособия достаточно дорогие. Кроме того отнимают много времени вначале, т.к. их нужно склеивать, а потом восстанавливать, если ребенок их повредит.

Данную методику лучше использовать как дополнительную развивающую игру, т.к. работа с кубиками расширит словарный запас малыша, улучшит поисковую активность и зрительное восприятие.

© 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм