Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Нарушение сонорных звуков. Нарушения произношения сонорных звуков и их коррекция. Специфические приёмы коррекции различных видов

Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л"], [м"], [н"], [р"].

Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

  1. аппроксиманты;
  2. носовые фонемы;
  3. дрожащие;
  4. одноударные.

Отличительные черты

Как отличить сонанты:

  • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
  • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
  • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба - [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
  • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

Характеристика сонорных согласных

Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

Упражнения на артикуляцию

Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

Трудности в русском языке

Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

Обратите внимание!

  1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
  2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

Видео

Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

Постановка звука Л

л .

л ; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука л различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

- «Пароход гудит» - ребенку предлагается зажать передними зубами кончик языка и произнести звук ы-ы-ы ;
- «Песенка иголочки» - ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка «постучать» по альвеолам;
- ребенку предлагается произносить звук а-а-а , одновременно открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка;
- ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка прикоснуться к верхней губе (прием используют при смягчении звука).

Постановка звука Р

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук р .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука р ; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука р различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (заводим мотор, тигр рычит и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения
- «Волк фыркает» - ФРРР;
- «Нам холодно» - БРРР;
- «Кучер» - ТРРРУУ (вибрируют губы и язык).

2. От артикуляционного уклада:

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук;

Ребенку предлагается при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него; в момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.



3. От опорного звука:

Выработка проторного звука р : ребенку предлагается длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; губы при этом находятся в положении улыбки, широкий язык за верхними зубами (в результате слышится звук, похожий на зж );
- выработка одноударного звука р : ребенок произносит звук ж длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта;
- ребенку предлагается резко с сильным выдохом на кончик языка произнести звук т , затем - д ; в результате слышится трр , дрр (дунуть на карандаш, лежащий на столе - круглый, граненый).

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести проторный звук р , в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук);

Ребенку предлагается на одном выдохе многократно в быстром темпе с приоткрытым ртом проговаривать звук д с более фиксированным произношением последнего звука (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук);

Ребенку предлагается многократно в быстром темпе проговаривать звук д или сочетания звуков джж с приоткрытым ртом (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время легонько потряси ребенка за плечи или предложить ему потрясти руками, согнутыми в локтях (от этого воздействия язык начинает сам дрожать);

Ребенку предлагается слегка наклонить голову вперед и длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; в это время логопед производит частые постукивающие движения по подъязычной нижнечелюстной ямке.

5. От артикуляционного уклада с механической помощью:

Ребенку предлагается поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку»; затем большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка; срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться свободными; с силой выдохнуть воздух с включением голоса; язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др )). Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха.

Постановка сонорных звуков (Л, Р). Сборник упражнений.
Автор-составитель: Галковская Оксана Юрьевна , учитель - логопед МБОУ
Анжеро-Судженского городского округа
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»


Звуки Л и ЛЬ: Звук Л – согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, может звучать твёрдо или мягко. В норме появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Нужно знать, что звуки Л и ЛЬ произносятся и ставятся по-разному. Очень часто в речи ребёнка мягкий звук ЛЬ есть (ЛЕНА, КОЛЯСКА и т.п.), а твёрдого звука нет, или он заменяется на другой звук.
Л – кончик языка поднят, упирается в верхние резцы. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть языка подняты, передняя и средняя часть спинки вместе в краями опущены. Голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
ЛЬ – кончик языка поднят несколько выше, упирается в альвеолы. Он более напряжён и приподнят, чем при произнесении звука Л. Средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперёд к концу твёрдого и началу мягкого нёба.

Предрасполагающие факторы, ведущие к неправильному произношению: укороченная подъязычная уздечка, слабость мышц языка, нарушение фонематического слуха.

Нарушения произношения звуков Л и ЛЬ: 1. Как правило, звук ЛЬ заменяется звуком Й (Йена, Кйетка и т.п. Иногда и твёрдый звук Л заменяется на Й (ЙАПА вместо ЛАПА и т.п.)
2. Звук Л пропускается или заменяется на звук В (встречается достаточно часто), иногда на У, Ы или Г.
3. Носовое произношение звука (встречается редко): язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, воздушная струя проходит через нос. Слышатся нечёткие звуки НГ.

Нужно особо отметить, что именно дефектное произношение звука Л часто остаётся на всю жизнь, если этот недостаток речи вовремя не исправить. Например, у довольно известного политического обозревателя, ведущего рубрику на одном из каналов моё чуткое ухо логопеда сразу уловило отсутствие твёрдого Л в речи:).

Звуки Р и РЬ: Звук Р – согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, бывает твёрдым или мягким. Появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, нарушения его бывают многообразными.
Предрасполагающие факторы неправильного произношения звука Р:
- укороченная подъязычная уздечка, которая ограничивает движения кончика языка вверх; важно подрезать у хирурга-стоматолога до 5 лет, то есть до момента появления звука Р в речи, этим будет предупреждено появление «картавости».
- слабость мышц языка;
- неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
- нарушения фонематического слуха, то есть неумение ребёнком различать на слух заменяемые им в речи звуки.

Нарушения произношения звуков Р и РЬ: 1. Отсутствие звука.
2. Замена звуков Р и РЬ другими звуками (параротацизмы), например, звуком Й (варианты: звуками В, Г, Л, ЛЬ, Ы).
3. Горловое произношение звука Р (картавость) – в настоящее время очень распространённый дефект речи, который очень часто остаётся на всю жизнь. Горловое произношение, увы, можно встретить даже у людей публичных, выступающих на широкую аудиторию. К сожалению, такой дефект речи встречается даже у учителей и воспитателей детских садов, где, казалось бы, чистая речь должна служить одним из признаков профессионализма. Родителям очень легко проверить, правильно ли ребёнок произносит звук Р: достаточно попросить ребёнка открыть рот и потянуть звук. Если кончик язычка остаётся внизу, вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Иногда ребёнок мягкий звук РЬ произносит кончиком языка (РЬ одноударное, язычок один раз ударяет в альвеолы), а твёрдый – нет. Конечно, горловое произношение считается правильным во французском, немецком языках, но мы говорим о нормах русского языка. Как правило, горловое произношение звука Р исправляется с трудом: поставленный звук трудно вводится в собственную речь ребёнка, но это всё очень индивидуально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка и от отношения родителей, их заинтересованности в коррекционной работе.
4. Боковое произношение звука Р, когда колебание достигается вибрацией боковой стороны языка. Иногда даже видно, как дрожит щека. Такой дефект встречается не так часто, но всё-таки встречается.
5. Носовое произношение звука Р (звучание похоже на сочетание НГ), воздушная струя выходит через нос, а не через рот. Достаточно редкий дефект речи.
В некоторых логопедических литературных источниках одноударное Р, когда кончик языка может сделать только одинарный удар об альвеолы и не способен воспроизвести раскатистое звучание, тоже считается нарушением произношения звука Р. Наверное, с этим можно поспорить, так как в повседневной речи мы как раз используем одноударный Р, никто в своей речи Р специально не РРРАСТЯГИВАЕТ, а очень часто у ребёнка со стёртыми формами дизартрии это единственный шанс поставить звук Р, начиная работать над одноударным произнесением звука. Часто, после того, как мышцы кончика языка укрепляются, у ребёнка самостоятельно появляется раскатистое произношение звука Р.

Звуки М и МЬ: Звук М – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – губно-губной, то есть в его образовании активно участвуют губы. Может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 1-2 года.

Звуки Н и НЬ: Звук Н – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – преднеязычный, носовой (воздушная струя проходит через нос), может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 2-3 года.
Вследствие непроходимости носовых полостей или уменьшения носоглоточной полости может звучать как ротовой Д: ДЕ ДАДО вместо НЕ НАДО.

Звук Й: Звук Й – согласный, звонкий, мягкий, относится к группе сонорных звуков. По способу образования – щелевой, по месту образования – среднеязычный. Появляется у ребёнка в 2-3 года.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Соноры Л Л  Р Р Л Л  Р Р Черемных Н.С. у читель - логопед

Сонорные звуки- в образовании практически не участвует шум. Их главная отличительная особенность состоит в том, что они не оглушаются ни при каких обстоятельствах. В образовании сонорных звуков над шумом преобладает тон голоса, созданный колебанием голосовых связок. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й. Как при образовании всех согласных, при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако сила трения струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.

Постановка (р, р ): (ассоциация-тигр, тигренок) механический способ- язычок на бугорках, создаем вибрацию с помощью зонда (на выдохе) о т опорных звуков (т, д, сочетаний тж, дж, дз, тз) – утрированное и частое произношение на выдохе п о показу (демонстрация правильного уклада звука, воздушная струя)

Постановка л (ассоциация-самолет гудит) От опорных звуков (Ы, А) –произносим гласный и прикусываем кончик языка По показу Механически (придерживать кончик языка кверху- верхние зубки)

Постановка л  (ассоциация –лягушка) По показу Механически (кончик языка на бугорках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей ДИП "Сонор"

Психологи и педагоги отводят игре детей дошкольного возраста значительную роль в процессе формирования личности....

Консультация "Непослушные соноры"

Консультация предназначена для родителей. В данной консультации содержится материал необходимый для формирования правильного артикуляционного уклада звуков [л] [л\"] ; [р] [р\"]....

Артикуляционные упражнения на постановку звуков: шипящих, свистящих, соноров.

Комплексы артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к воспроизведению:- шипящих;- свистящих;- соноров....

Нарушения произношения звуков [Р] и [Р’]

1 . Отсутствие звука.

2 . Замена звуков [Р] и [Р’] другими звуками (параротацизмы), например, звуком [Й] (варианты: звуками [В], [Г], [Л], [Л’], [Ы]).

3. Горловое произношение звука [Р] (картавость) – в настоящее время очень распространённый дефект речи, который очень часто остаётся на всю жизнь. Горловое произношение, увы, можно встретить даже у людей публичных, выступающих на широкую аудиторию. К сожалению, такой дефект речи встречается даже у учителей и воспитателей детских садов, где, казалось бы, чистая речь должна служить одним из признаков профессионализма. Родителям очень легко проверить, правильно ли ребёнок произносит звук [Р]: достаточно попросить ребёнка открыть рот и потянуть звук. Если кончик язычка остаётся внизу, вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Иногда ребёнок мягкий звук [Р’] произносит кончиком языка ([Р’] одноударное, язычок один раз ударяет в альвеолы), а твёрдый – нет. Конечно, горловое произношение считается правильным во французском, немецком языках, но мы говорим о нормах русского языка. Как правило, горловое произношение звука [Р] исправляется с трудом: поставленный звук трудно вводится в собственную речь ребёнка, но это всё очень индивидуально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка и от отношения родителей, их заинтересованности в коррекционной работе.

4 . Боковое произношение звука [Р], когда колебание достигается вибрацией боковой стороны языка. Иногда даже видно, как дрожит щека. Такой дефект встречается не так часто, но всё-таки встречается.

5 . Носовое произношение звука [Р] (звучание похоже на сочетание НГ), воздушная струя выходит через нос, а не через рот. Достаточно редкий дефект речи.

В некоторых логопедических литературных источниках одноударное [Р], когда кончик языка может сделать только одинарный удар об альвеолы и не способен воспроизвести раскатистое звучание, тоже считается нарушением произношения звука [Р]. Наверное, с этим можно поспорить, так как в повседневной речи мы как раз используем одноударный [Р], никто в своей речи [Р] специально не РРРАСТЯГИВАЕТ, а очень часто у ребёнка со стёртыми формами дизартрии это единственный шанс поставить звук [Р], начиная работать над одноударным произнесением звука. Часто, после того, как мышцы кончика языка укрепляются, у ребёнка самостоятельно появляется раскатистое произношение звука [Р].

Нарушения произношения звуков [Л] и [Л’]

1 . Как правило, звук [Л’] заменяется звуком [Й] (Йена, Кйетка и т.п. Иногда и твёрдый звук [Л] заменяется на [Й] (ЙАПА вместо ЛАПА и т.п.)

2 . Звук [Л] пропускается или заменяется на звук [В] (встречается достаточно часто), иногда на [У], [Ы] или [Г].

3. Носовое произношение звука (встречается редко): язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, воздушная струя проходит через нос. Слышатся нечёткие звуки НГ.

Нужно особо отметить, что именно дефектное произношение звука [Л] часто остаётся на всю жизнь, если этот недостаток речи вовремя не исправить.

© 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм