Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

II Всероссийский съезд учителей географии. Второй всероссийский съезд учителей географии

2-3 ноября 2016 года в Ломоносовском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова состоится второй Всероссийский съезд учителей географии.
Организаторами Съезда выступают Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Министерство образования и науки Российской Федерации, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии.

Главной темой обсуждения станет проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации , а также планы по разработке стандарта школьного географического образования, совершенствованию учебников и учебно-методических комплексов.

Первый Съезд учителей географии состоялся в Москве, в МГУ имени Ломоносова 28–29 октября 2011 года. В работе Съезда приняли участие около 600 учителей географии со всей России.

В качестве делегатов в мероприятии примут участие учителя географии и методисты из всех субъектов Российской Федерации, в том числе лауреаты региональных конкурсов учителей, номинанты грантов Президента в области образования, наставники победителей Всероссийских олимпиад школьников по географии и другие специалисты.

Правом выдвижения делегатов Съезда обладают:
. региональные отделения Русского географического общества;
региональные отделения Российской ассоциации учителей географии;
региональные органы исполнительной власти в сфере образования.

Все предложения по кандидатурам делегатов направляются в региональные отделения Русского географического общества до 16 сентября 2016 года. Для рассмотрения кандидатуры делегата необходимо предоставить анкетные данные, образец анкеты делегата Съезда прилагается.

Контакты региональных отделений Общества можно найти на сайте РГО по ссылке www.rgo.ru/ru/regiony .
Региональные отделения Общества формируют перечень кандидатов в делегаты Съезда на основании поступивших и собственных предложений и утверждают делегатов Съезда в рамках квот, установленных на основе численности населения в соответствующих регионах.
Решения по составу делегатов Съезда оформляются в виде протоколов заседаний Советов региональных отделений Общества.
Региональные отделения Русского географического общества предоставляют итоговые протоколы заседаний Советов с приложением составов делегатов в Оргкомитет Съезда до 23 сентября 2016 года по адресу: .

Делегатам Съезда необходимо подготовить и направить предложения к проекту Концепции развития географического образования в Российской Федерации в срок до 30 сентября 2016 года по адресу .

Контактное лицо по всем вопросам, касающимся проведения Второго Всероссийского съезда учителей географии – Косицкий Алексей Григорьевич (телефон: +7 926 6677639, электронная почта: ).

Делегатам предоставляется проживание в общежитии МГУ имени М.В.Ломоносова в период работы Съезда с 1 по 4 ноября 2016 года. Оплата проезда делегатов за счет средств организаторов Съезда не осуществляется.

О Втором Всероссийском съезде учителей географии

2-3 ноября 2016 г. в Ломоносовском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова работал Второй Всероссийский съезд учителей географии. В работе съезда приняло участие более 500 педагогов и методистов из всех субъектов РФ. Организаторы съезда - МГУ, Минобрнауки, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии.

На церемонии открытия выступили ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик Виктор Садовничий , Первый Вице-президент РГО академик Николай Касимов , руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и президент Российской ассоциации учителей географии Александр Лобжанидзе .

Главной темой работы съезда стал проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации , который предварительно широко обсуждался географической общественностью.

В качестве делегатов от Волгоградской области на съезде присутствовали Болотникова Наталья Викторовна (методист ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»), Куликов Роман Николаевич (учитель географии высшей категории МБОУ СШ №18, г. Волжский, организатор и руководитель Волжского городского детско-юношеского объединения «ЮННА»), Деточенко Лилия Валерьяновна (председатель ВО РГО, к.г.н., доцент каф. географии, геоэкологии и методики преподавания географии ВГСПУ); в качестве участника съезда - Базилюк Наталия Ивановна (учитель географии высшей категории МБОУ СОШ № 2 г. Волжский).

По обсуждению основных положений Концепции работали Круглые столы, на которых присутствовали и выступали делегаты от Волгоградской области: «Модернизация содержания географического образования» (Болотникова Н.В., Деточенко Л.В., Куликов Р.Н.); «Разработка нового стандарта географического образования» (Болотникова Н.В.); «Географическое просвещение и популяризация географии» (Деточенко Л.В.); «Модернизация методики преподавания географии» (Болотникова Н.В.); «Организация полевых исследований в географическом образовании» (Куликов Р.Н.); «Роль вузов и Русского географического общества в научно-исследовательской деятельности школьников» (Деточенко Л.В.).

По итогам работы съезда финальная версия Концепции развития географического образования в РФ будет готова 5 декабря 2016 г. и будет направлена на утверждение в Правительство РФ.

На Церемонии закрытия Всероссийского съезда учителей географии выступили Президент РГО министр обороны РФ Сергей Шойгу , министр образования и науки РФ Ольга Воробьева , ректор МГУ Виктор Садовничий .

Съезд завершился исполнением делегатами и участниками «Гимна географов».

Подробная и детальная информация о работе съезда будет представлена членам ВО РГО на ноябрьском заседании Волгоградского отделения РГО.

Председатель ВО РГО Лилия Деточенко

Педагоги со всей страны пожаловались чиновникам на устаревшие учебники географии. По словам учителей, в пособиях до сих пор не упоминается Крым, хотя с момента его присоединения прошло уже два года. Им объяснили, что «моментально выпустить новые учебники очень трудно», и предложили «вклеивать какую-то страничку» о полуострове.


Вчера в Москве открылся Всероссийский съезд учителей географии, на котором педагоги вместе с учителями должны выработать концепцию развития географического образования в РФ. Необходимость срочных изменений в этой сфере стала ясна после выступления главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, который рассказал учителям о результатах их работы. Специалисты ведомства проанализировали ответы 330 тыс. девятиклассников (26% от общего числа), которые в 2016 году сдавали ОГЭ по географии как экзамен по выбору. «80% смогли найти на карте объект по его географическим координатам, 70% - определить расстояние между объектами, используя масштаб,- рассказал он.- Большинство демонстрирует знание крупных форм рельефа России, рек, озер, морей. Неплохие знания в экономической и социальной географии мира: это вопросы географического разделения труда, урбанизации и миграции».

На этом хорошие новости закончились. «Недостаточно хорошо освоены знания о географической специфике большинства крупных стран мира, об их природно-ресурсном потенциале, населении, хозяйственной культуре. Зафиксированы недостаточное владение понятийным аппаратом физической географии, недостаточное понимание географических явлений и процессов,- перечислял господин Кравцов.- Не знают и не понимают особенности природы, населения и хозяйства крупных регионов России. Есть определенные вопросы в части использования источников информации, чтения контурных карт и так далее». Глава Рособрнадзора предупредил, что в этом году одиннадцатиклассники напишут Всероссийскую проверочную работу по географии, а в следующем - Национальное исследования качества знаний в 7–8-х классах: чтобы оценить масштаб проблемы «и оказать необходимую методическую помощь».

Заместитель главы директора департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Алексей Благинин напомнил педагогам, что содержание школьного образования определяет в том числе и «программа воспитания». «У географии ой как много вопросов, связанных с воспитательными моментами,- сказал он.- Это один из ключевых учебных предметов, которые сегодня формируют в том числе нашу российскую государственную идентичность».

Впрочем, большинство участников съезда не очень-то интересовались «воспитательными моментами» - практически сразу они начали обсуждать чисто профессиональные вопросы. Многие жаловались на плохое оснащение, заявляя, что в XXI веке недостаточно преподавать географию с помощью одного глобуса - детей надо учить работать с GPS и ГЛОНАСС. Другие, разумеется, требовали увеличения школьных часов для своего предмета. Периодически вспыхивали яростные дискуссии между преподавателями экономической географии, физической географии и сторонниками третьего пути - объединения их в один предмет.

Мне бы очень хотелось, чтобы в программах курса была отражена геополитика Российской Федерации,- неожиданно заявила пожилая учительница.- Потому что дети не понимают, что мы делаем в Сирии и в других регионах.

Я вот тоже не понимаю, что мы там делаем. И президент сам не понимает,- негромко перебил ее кто-то из зала. К инициативе больше не возвращались.

Тем не менее политических вопросов избежать не удалось. «Мы преподаем в 9-м классе субъекты федерации. Но ни в экономгеографии, ни в физгеографии нету Крыма. Как нам быть?» - спросила учительница из Курска Лидия Литвин. Зал зашумел, раздавались выкрики «Два года уже прошло!».

«Учебник пишется небыстро, это очевидно,- ответил ей вице-президент Русского географического общества, президент геофака МГУ Николай Касимов.- Это сложный процесс, моментально что-то сделать чрезвычайно трудно. Но давайте все же подходить к этому осторожно и с нашей стороны». Упомянув, что закон нарушать нельзя (вероятно, имеется в виду принятая в 2013 году ст. 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»; максимальное наказание - пять лет лишения свободы), господин Касимов посоветовал учителям «объяснять эту ситуацию устно». «Нужны какие-то дополнительные материалы с включением Крыма в состав России. Пускай выпускается какая-то страничка и вклеивается»,- предположил вице-президент Русского географического общества.

«В настоящее время идет работа по утверждению концепции развития географического образования, которая нацелена на формирование единого подхода в преподавании этого предмета, и, безусловно, вопросы, связанные с географией Крыма, также найдут свое отражение в этой работе»,- заявили “Ъ” в пресс-службе Минобрнауки, добавив, что «вопросы истории Крыма и Севастополя, являясь неотделимой частью истории России, в полной мере получили отражение в принятой концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории».

Напомним, что в августе 2014 года издательство «Просвещение» доставило на полуостров более 2 млн учебников, обеспечив ими учащихся всех школ с 1-го по 11-й класс. В издательстве подчеркивали, что жители Крыма и Севастополя получили новейшие российские учебники. Однако, как выяснил “Ъ”, ясности со статусом Крыма нет и в них. «Мы столкнулись с довольно странной ситуацией,- рассказал “Ъ” один из учителей географии Севастополя, попросивший сохранить анонимность.- В учебниках за 5–6-е и 8–9-е классы при упоминании Крыма в скобках указывается, что по состоянию на 1 апреля 2014 года он является территорией России». Он даже указан в разделе «Экзотика России» - вместе с Дальним Востоком и Кавказом. А вот в пособиях для 7-х, 10-х и 11-х классов полуостров обозначен как принадлежащий Украине. И дети это сами замечают - приходят ко мне и говорят, что в учебнике ошибка».

Александр Черных, Анна Макеева


Сельские учителя одобрили идеи главы Минобрнауки Ольги Васильевой


На прошедшем в сентябре в Чебоксарах III Всероссийском съезде учителей сельских школ глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева еще раз подчеркнула приоритет воспитания над образованием и пообещала сохранить малокомплектные школы в сельской местности. Учителя приветствовали идею возвращения в школу трудового воспитания, а также новости о возможном закреплении базовой части зарплат, не зависящей от надбавок и премий, на уровне 70%.

Слева направо: президент Российской ассоциации учителей географии, заведующий кафедрой экономической и социальной географии МПГУ А.А. Лобжанидзе, советник Президента РГО по информационной политике А.А. Чернобровина. Фото с сайта РГО https://www.rgo.ru

В Ломоносовском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова 2–3 ноября 2016 года прошел второй Всероссийский съезд учителей географии. В работе съезда приняли участие более 550 учителей географии, методистов, преподавателей высшей школы. Основной темой съезда стало обсуждение Концепции географического образования в России.

На пленарном заседании съезда 2 ноября 2016 г. выступили: первый вице-президент РГО, президент географического факультета МГУ академик Н.С. Касимов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов и Президент межрегиональной ассоциации учителей географии России, заведующий кафедрой экономической и социальной географии МПГУ, проф. А.А. Лобжанидзе.

Ректор МГУ академик РАН В.А. Садовничий, открывая съезд, признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни»

В работе круглых столов съезда в качестве модераторов выступили преподаватели МПГУ: член-корр. РАО проф. Дронов В.П., зав. кафедрой экономической и социальной географии проф. Лобжанидзе А.А., зав. кафедрой методики преподавания географии, проф. Таможняя Е.А., доцент кафедры экономической и социальной географии Заяц Д.В., старший преподаватель кафедры экономической и социальной географии Нижарадзе Г.А.. Участники круглых столов высказали основные проблемы и риски, связанные с преподаванием географии в стране.

В ходе заседания, в котором приняли участие Президент Русского географического общества С.К. Шойгу, Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева были заслушаны выступления модераторов круглых столов, проходивших накануне. Профессор В.П. Дронов обратил внимание присутствующих на необходимость вернуться к рассмотрению фундаментального ядра географического образования. В своем выступлении А.А.Лобжанидзе обратил внимание на необходимость усиления сетевого взамодействия учителей географии, дальнейшее развитие практико-ориентированного подхода в преподавании предмета.

Разработанный проект Концепции, который сегодня выносится на обсуждение Съезда, по мнению Министра МО и науки О.Ю. Васильева, должен стать основой системных изменений в школьном географическом образовании, которые уже давно назрели».

В заключении съезд принял Резолюцию и поручил редакционной группе доработать проект Концепции географического образования.

Старший преподаватель кафедры "География" Педагогического института им. В.Г. Белинского ПГУ и руководитель Молодежного клуба при Пензенском отделении РГО Алексеева Наталья Сергеевна приняла участие в работе Второго Всероссийского съезда учителей географии, который прошел в МГУ имени М.В.Ломоносова 2-3 ноября 2016 г. От Пензенской области также в Съезде приняли участие учителя географии: Жигулина Лариса Анатольевна (ФЭЛ №29) и Куликова Екатерина Сергеевна (гимназия №6) - члены Русского географического общества.

Организаторами Второго Всероссийского съезда учителей географии выступили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Министерство образования и науки Российской Федерации, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии.

В работе съезда приняли участие более 550 учителей географии, методистов, преподавателей высшей школы, представителей региональных отделений Русского географического общества, Российской ассоциации учителей географии из всех субъектов нашей страны. Основной темой съезда стало обсуждение Концепции развития географического образования в России. Ректор МГУ академик РАН В.А. Садовничий, открывая съезд, признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни.

География как наука формирует сознание и отношение человека к жизни. Каждую секунду своей жизни мы находимся в этой среде — в среде природы, в среде человеческой, и все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний".

Он также отметил, что съезды учителей — традиция в нашей стране, и всегда такие события происходили «в орбите Московского университета». Впервые съезд преподавателей географии России состоялся в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1915 году.

На пленарном заседании съезда 2 ноября 2016 г. выступили: первый вице-президент РГО, президент географического факультета МГУ академик Н.С. Касимов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов и президент межрегиональной ассоциации учителей географии России А.А. Лобжанидзе.

Работа съезда продолжилась на круглых столах и секциях. Главная тема — обсуждение проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации. Алексеева Н.С. приняла участие в работе круглых столов: "Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и сетевое взаимодействие профессиональных ассоциаций учителей географии" и "Роль вузов в организации научно-исследовательской деятельности школьников".

3 ноября 2016 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова продолжил свою работу второй Всероссийский съезд учителей географии. День начался с заседания, в котором приняли участие Президент Русского географического общества С.К. Шойгу, Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, Первый Вице-президент Общества Н.С. Касимов и модераторы круглых столов, проходивших накануне.

Сергей Шойгу напомнил, что разработать Концепцию поручил Президент России Владимир Путин, а авторами документа стали представители Русского географического общества и Минобрнауки.

Мы довольно плотно и основательно работали с разными структурами, которые так или иначе серьезным образом влияют на развитие географического образования. Это и Академия наук, и Ученый совет РГО, в который, на наш взгляд, входит действительно цвет нашей географической науки, и, безусловно, преподавательское сообщество, которое могло ознакомиться с Концепцией на сайте, - подчеркнул Президент РГО <…> Мы с Ольгой Юрьевной настроены на то, чтобы как можно быстрее провести ее в Правительстве. Но нам всем нужно понимать, что Концепция - это лишь начало пути. Дальше предстоит очень большая работа, работа и над учебниками, и над учебными программами, и многое-многое другое...

Позвольте выразить глубокую благодарность Русскому географическому обществу, Межрегиональной ассоциации учителей географии, Вам, Сергей Кужугетович, Московскому государственному университету за ту огромную работу, которая была проделана в рамках подготовки новых принципов и подходов к модернизации школьного курса географии. Разработанный проект Концепции, который сегодня выносится на обсуждение Съезда, по моему мнению, должен стать основой системных изменений в школьном географическом образовании, которые уже давно назрели, - сказала Ольга Васильева.

Проект Концепции широко обсуждался научным сообществом и педагогами. Николай Касимов озвучил проблемы, которые особенно волнуют учителей:

Сокращение часов географии в школе. Резолюция предлагает их увеличить, и я очень рад, что Ольга Юрьевна об этом уже сказала. Положение географии в структуре испытательных процедур. То, что география является необязательным предметом, значительно уменьшает поток возможных желающих получить географическое образование. Отсутствие обязательных вступительных испытаний по географии при приеме в вузы.

Завершая Съезд, Президент РГО наградил почетными грамотами Общества за большой вклад в развитие географической науки учителей и преподавателей географии.

Мы услышали все предложения, изложенные Вами. Все они без исключения интересны и важны. Нам предстоит большая, но очень интересная работа. Я желаю Вам новых открытий, экспедиций и времени для осуществления мечты, - сказал Сергей Шойгу, завершая выступление.

© 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм