Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сравнительный анализ старого и нового законов об образовании (подготовлен экспертами компании "Гарант"). Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований К основным образовательным программ

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Цели образования – это сознательно определенные, ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна с помощью сложившейся системы образования. Это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, умений, навыков и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.

2. Выделяют следующие модели образования:

Государственная ведомственная модель.

Традиционная модель (Ж. Мажо, Д. Равич) - модель систематического классического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого.

Рационалистическая (П. Блум, Б. Скиннер) предполагает такую организацию обучения, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу, это практикоориентированное, (например, технологическое образование).

Феноменологическая (А. Маслоу, К. Роджерс) транслирует гуманистическую парадигму образования, учитывает индивидуальные психологические особенности личности, предполагает персональный характер обучения. Отвергает взгляд на школу как образовательный конвейер.

Неинституциональная (П. Гудман, Л. Бернар) ориентирована на организацию образования вне образовательных институтов с помощью Internet, дистанционного обучения.

Образовательные организации

Одним из самых ярких новшеств Закона 273-ФЗ является отказ от привычной конструкции "образовательное учреждение" и замена ее термином "организация, осуществляющая образовательную деятельность". Авторы нововведений указывают, что такая формулировка согласуется с гражданским законодательством РФ, которое понимает под учреждением одну из организационно-правовых форм, вид некоммерческой организации ( ГК РФ). Однако Закон 1992 года сам по себе не запрещал создание образовательных организаций в иных, кроме учреждения, формах, отдавая этот вопрос на откуп гражданскому законодательству (часть 1 статьи 11.1), устанавливая, что действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм.

В защиту традиционной формулировки можно также выдвинуть тезис о ее большей согласованности с текстом Конституции РФ ( Конституции, гарантирующая право на образование, говорит о государственных или муниципальных образовательных учреждениях).

Типы образовательных организаций

Образовательные программы, реализация которых является основной целью деятельности (основание типизации)

Образовательные программы, по которым образовательная организация вправе осуществлять деятельность помимо своей основной цели

дошкольная образовательная организация

образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

дополнительные общеразвивающие программы

общеобразовательная организация

образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения

профессиональная образовательная организация

образовательные программы среднего профессионального образования

основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы

образовательная организация высшего образования

образовательные программы высшего образования и научная деятельность

основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы

организация дополнительного образования

дополнительные общеобразовательные программы

образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения

организация дополнительного профессионального образования

дополнительные профессиональные программы

программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения

Таким образом, предусматривается всего шесть типов образовательных организаций (и, как и прежним Законом, нетиповые, предусмотренные частью 5 ст. 77), причем наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с новым Законом не позднее 1 января 2016 года (часть 5 ст. 108 Закона) с учетом следующего:

специальные (коррекционные) ОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ должны переименоваться в общеобразовательные организации;

ОУ НПО и СПО должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;

ОУ ВПО должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;

ОУ дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования, а ОУ дополнительного профобразования (повышения квалификации) должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;

специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, реализующие соответственно общеобразовательные программы или общеобразовательные и программы НПО, должны переименоваться, соответственно, в общеобразовательные и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением".

Необходимо обратить внимание на то, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип, при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы (норма Закона 273-ФЗ действует уже сейчас). Новый Закон не содержит специальных требований к организационно-правовой форме организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и понимает под таковыми образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а кроме того, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность. При этом образовательной организацией может быть только некоммерческая организация (специально созданная в форме, установленной для некоммерческих организаций), осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, в то время как организацией, осуществляющей обучение, может быть любое юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (к таковым, в частности, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление или отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица; при этом ( Закона 273-ФЗ):

организации, осуществляющие обучение

вправе осуществлять образовательную деятельность по программам:

научные организации

магистратуры

подготовки научно-педагогических кадров

ординатуры

профессионального обучения

дополнительным профессиональным программам

организации, осуществляющие лечение, оздоровление или отдых

организации, осуществляющие социальное обслуживание

основным и дополнительным общеобразовательным программам

основным программам профессионального обучения

загранучреждения МИД РФ

основным и дополнительным общеобразовательным программам

иные юридические лица

профессионального обучения

дошкольного образования

дополнительным образовательным программам

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение (часть 6 статьи 31).

Что касается ИП, то они вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32).

И прежний, и новый Закон предусматривают существование государственных (то есть созданных РФ или субъектом РФ), муниципальных (созданных МО, причем Закон 273-ФЗ специально уточняет, что учредителем может быть только муниципальный район или городской округ; хотя закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" относит к МО городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федзначения) и частных образовательных организаций (созданных физическим или юридическим лицом, или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций - исключение упомянуто лишь Законом 273-ФЗ, а прежний Закон формально разрешал им выступать учредителем ОУ (пункт 3 части 1 ст. 11), однако фактически данный запрет был введен последним абзацем части 3 ст. 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Оба сравниваемых закона предусматривают, что в определенных случаях учреждение образовательной организации может быть исключительно прерогативой государства: согласно Закону 273-ФЗ, образовательные организации для обучающихся с девиантным поведением (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) создаются РФ или субъектом РФ (аналогичное правило было установлено частью 2 ст. 11 Закона 3266-1); образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только РФ (прежний Закон устанавливал монополию РФ на создание любых ОУ, реализующих военные профессиональные образовательные программы), нового Закона специально посвящена особенностям реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

1) тип образовательной организации;

2) учредителя образовательной организации;

1. виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

2. структуру и компетенцию органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Остальное может быть закреплено в локальных актах организации; по меньшей мере, должны (как требует 273-ФЗ) быть приняты локальные акты, регламентирующие:

правила приема обучающихся,

режим занятий обучающихся,

формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,

порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся,

порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

При этом, при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов и профсоюзов обучающихся, советов родителей.

Рассматривая вопрос о праве ОУ на привлечение дополнительных средств, необходимо указать также на следующее. Оба сравниваемых закона разрешают образовательным организациям вести приносящую доход деятельность: прежний Закон прямо санкционирует деятельность ОУ, предусмотренную его уставом, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям (часть 1 статьи 47 прежнего Закона), новый Закон упоминает о приносящей доход деятельности. Кроме того, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" устанавливает, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (часть 2 статьи 24). Однако прежний Закон предполагал контроль учредителя за осуществлением указанной деятельности, который был вправе приостановить приносящую доходы деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу (часть 3 статьи 47). Новый Закон не содержит аналогичного правила, нет его и в других законах. Таким образом, самостоятельность образовательных организаций, в том числе от учредителя, усилена Законом 273-ФЗ.

Современные способы получения образования несколько отличаются от привычных и формально прописанных. Но именно те, кто используют эти способы и следуют тенденциям, оказывают в преимущественном положении по сравнению с другими людьми. Ну и конечно, важно отметить, что тенденции в современном образовании, хоть и не прописаны формально, всё же гармонично и плавно вписываются в стандартные системы обучения.

Это достаточно большой материал, поэтому для тех, кому лень читать всё, мы предлагаем пройти сразу в интересующее место в тексте:

Давайте вместе подумаем, что такое образование ? Какой смысл несет это слово в себе?

Мы можем вычленить корень этого слова (то есть частично определить, из каких значимых частей состоит данное слово. Это называется морфемный анализ) и, соотвественно, глубже понять его семантику (смысл).

Итак. Корнем слова является «образ». Собственно, слово «образ» в понимании многих людей это представление о внешнем или внутреннем состоянии какого-либо объекта или группы объектов. Объектом может быть человек или группа людей (например, целая нация), животное (медведь), мебель (стул), страна, недвижимость (шикарная квартира), время года (осень)... В общем, всё, что угодно.

Дополнительно мы можем выделить в слове «образование» суффикс ова и определить его роль. Это отглагольный суффикс, то есть он пришел в слово «образование» от глагола «образовать»

И означает суффикс -ова(ть) - осуществление что-либо, нахождение в каком-нибудь состоянии или занятие какой-нибудь деятельностью (торгова ть, тоскова ть, горева ть, ворова ть, блаженствова ть, бесчинствова ть, безмолвствова ть). В том числе и образова ть.

Получается, что «образование» - это процесс формирования образов, представлений о чем или о ком-либо. Кроме того это формирование не только образов внутри себя, но и формирование своего собственного образа для окружающих.

Никто, пожалуй, не хочет прослыть «необразованным человеком», зато очень приятно ощущать себя «образованным».

А сейчас немного о «страшном». Практически каждая сфера жизни общества и человека отражена в законах страны. Образовательная сфера затронута в законодательстве тоже.

Поэтому мы можем обратиться к ФЗ «Об образовании», которое говорит нам, что:

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Следует также учитывать, что в обществе в целом уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Зачем же каждому человеку необходимо образование?

  1. чтобы не прослыть невеждой
  2. чтобы было, о чем поговорить с друзьями, коллегами по работе, одноклассниками, родственниками
  3. чтобы понимать процессы, которые происходят в окружающем мире (это касается как погодных явлений, так и колебаний цен на нефть)
  4. чтобы другие люди не могли управлять Вами, потому что Вы чего-либо не знаете или не понимаете
  5. чтобы устроиться на хорошую работу или организовать собственное дело
  6. чтобы самому было приятно осознавать себя не последним человеком в этом мире.... и тд

У каждого свои причины получать образование.

Какое образование можно получить? Для этого рассмотрим систему образования в нашей стране (РФ) .

  1. Во-первых, в России относительно развито дошкольное образование . Оно, как правило, затрагивает детей в возрасте от 2 месяцев до 7-8 лет. Дошкольное образование – это ясли и детские сады. Кроме того в крупных городах сейчас активно распространяются центры раннего детского развития. Занятия в них строятся по различным методикам и, как правило, стоят денег.
  2. После дошкольного дети идут в школу и получают общее образование, которое делится на 3 этапа :
    • начальное образование – то есть начальная школа с 1 по 3 или 4 класс
    • вторая ступень школьного образования с 5 по 9 класс называется основным общим образованием. В большинстве стран после 9 лет обучения ученики сдают тесты. В России это Государственная Итоговая Аттестация (ГИА)
    • третья ступень общего образования (школьного) – это 10-11 классы. По сути они представляют собой подготовку к поступлению в высшее учебное заведение (университет, институт, академию). Возможность поступления в вуз определяют сданные итоговые тесты – Единый Государственный Экзамен. На этом общее образование, которое в России предоставляется бесплатно, заканчивается.
  3. Профессиональное образование необходимо для подготовки специалистов различных профилей деятельности. Профессиональное образование включает в себя следующие ступени:
    • начальное профессиональное образование – предоставляется государственными и негосударственными образовательными учреждениями. Как правило, набор в них осуществляется на базе 9 или 11 классов. Могут называться ПТУ (профессионально-техническое училище), ПТЛ (профессионально-технический лицей), колледж.
    • второй уровень профессионального образования – это среднее профессиональное образование. Как правило, учреждения начального и среднего профессионального образования объединяются и предоставляют двухступенчатую программу образования. Зачастую также называются ПТУ, ПТЛ, колледж. Общее название для всех учреждений среднего профессионального образования – средне-специальные учебные заведения (ССУЗ).
    • третий уровень профессионального образования – это высшее профессиональное образование. В большинстве развитых стран высшее профессиональное образование не является всеобщим и бесплатным. Собственно, в России мы видим подобную картину, но все же у нас в стране наблюдается кризис высшего профессионального образования (слишком много ВУЗов, слишком много специалистов с высшим образованием, которое по сути не является достаточным по сравнению с классическим высшим образованием).
  4. Послевузовское профессиональное образование . Из названия ясно, что оно является следующей ступенью после получения высшего профессионального образования. В России оно делится на 2 составляющие.
    • аспирантура – это подготовка человека к соисканию (и, в случае успеха, получения) ученой степени доктора наук. Должность кандидата наук углубляет знания аспиранта в изучаемой им области, готовит его к профессиональной преподавательской или научной деятельности
    • докторантура – это следующая ступень профессионального послевузовского образования. В докторантуре кандидаты наук готовятся стать докторами наук. Собственно, доктор наук – это высшая ученая степень, которая говорит о глубоких знаниях самого доктора наук в выбранной сфере.

Всё, о чем мы сейчас говорили, - это официальная система образования в РФ. Однако, сюда также включено дополнительное образование детей и взрослых . Дополнительное значит необязательное, подумают многие и будут правы. Однако упомянутый ранее федеральный закон «Об образовании» говорит о том, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. То есть если Вы считаете, что Ваши образовательные потребности не удовлетворены, а также если Вы являетесь истинным патриотом своей страны, Вы можете и просто обязаны использовать все возможности для получения дополнительного образования.

В частности существуют дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в сфере искусства. Освоение этих программ завершается, как и в обычной школе, итоговой аттестацией с выдачей свидетельства. При желании можно продолжить далее свое образование в сфере искусства в высших учебных заведениях. Собственно, учреждения, где можно получить дополнительное предпрофессиональное образование, - это, как правило, детские школы искусств (ДШИ).

Отрадно также то, что во многих школах искусств существуют отделения для взрослых, поэтому при наличии желания и времени каждый взрослый может получить, например, общее музыкальное образование.

К дополнительному образованию можно отнести курсы повышения квалификации , которые могут быть долгосрочными и краткосрочными, обязательными и по желанию. Как правило, курсы повышения квалификации платны, но нередко их стоимость полностью или частично покрывает Ваш работодатель.

Кроме перечисленных ранее способов получения образования существует еще один и о нем не написано ни в одном в законе, хотя очень много говорится по телевидению, в прессе, в школах, вузах... Это самообразование . Оно является одним из самых продуктивных, но только в том случае, если у Вас есть достаточно мотивации для того, чтобы планомерно заниматься и двигаться к цели. Если Вам не интересно то, что Вы изучаете, результат будет гораздо ниже.

Пожалуй, каждый из Вас имеет в опыте обучения в школе, колледже или институте некий неприятный осадок от того, что заниматься не хочется, но очень надо. С самообразованием проще: не нравится – не делайте, не учите, но тогда и результат полностью на Ваших плечах.

Несомненным плюсом самообразования является его относительная доступность. Почему относительная? Потому что какой бы из способов получения новых знаний Вы ни выбрали, Вам необходимо будет потратить ресурсы. Это может быть, например, время, оплата Интернета или покупка книг.

Самообразование – это, конечно, хорошо, но где же взять информацию, которая интересна? Тут возможно несколько вариантов.

  1. Классический способ получения новых знаний – из книг или учебников. Найти их можно в книжном магазине, в библиотеке или в Интернете. Перед тем, как покупать книгу, желательно узнать отзывы о ней у тех, кто её уже читал, чтобы не было обидно за потраченные впустую деньги. Библиотеки – это, на данный момент, к сожалению, не модно, но актуально. Поскольку в библиотеке книги, во-первых, выдаются бесплатно (чтобы не забыть основные положения и интересные мысли, которые Вы вычитали, необходимо конспектировать). В библиотеке можно найти пусть не самые новые, зато проверенные книги. Особенно это касается научных книг (например, связанных с биологией, физикой, химией, механикой – естественнонаучной и технической тематики). Книги в Интернете – это тоже зачастую бесплатно, однако следует помнить, что, скачивая бесплатную книгу, Вы можете нарушать авторские права её создателей или издательства.
  2. Для получения актуальной информации о том, что происходит в мире (события, новейшие разработки, теории), необходимо не забывать про прессу, то есть печатные средства массовой информации. На данный момент их существует огромное множество на любой вкус и их названия, как правило, отражают содержание. Например, из научно-популярных журналов наиболее известны «Популярная механика», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Наука и жизнь». Существуют также узкопрофильные (практически профессиональные журналы). Например, для PR-специалистов - «Советник», для бухгалтеров «Актуальная бухгалтерия», для IT-специалистов «Chip». Если Вы хотите быть в курсе происходящих событий и при этом читать довольно интерсные статьи, написанные неплохим языком, обратите внимание на журнал «Русский репортер», газету «Коммерсант» и её приложения, журнал «Итоги». И конечно, для тех, кто хочет быть в курсе всех изменений в законодательстве нашей страны, просто необходимо знать «Российскую газету».
  3. Телевидение также можно использовать в качестве источника получения информации, однако следует учитывать, что телевидение скорее переполнено развлекательными, нежели обучающими передачами. Если у Вас есть возможность, лучше смотреть телеканал «Культура» (постановки, спектакли, балет, концерты классической музыки, а также телелекции и обучение иностранным языкам), Discovery, а также различные телеканалы BBC. Ну и естественно, новостные программы. Однако их лучше смотреть на разных телеканалах, чтобы видеть разницу в подаче материала и, соответственно, более объективно воспринимать информацию.
  4. Еще одним классическим и даже обыденным способом получения информации является общение с другими людьми. Это могут быть Ваши друзья, одноклассники, коллеги, учителя, родственники и просто случайные попутчики. Кстати, сейчас становится очень популярным не только в бизнес-образовании, но и в школе использование тьюторства. По сути, значение слова «тьютор» ближе всего к слову «наставник». Он помогает учащемуся (будь это школьник, студент, бизнесмен или слесарь) выбрать цель обучения, составить план по её достижению и поступательно претворять его в жизнь. Однако рассматривая общение с людьми в качестве источника получения информации и, соответственно, образовательного процесса, необходимо постоянно отсеивать людей, которые крадут Ваше время, от тех, кто действительно может дать Вам полезную информацию.
  5. Одним из способов собственного образования является посещение различного рода мероприятий. Это могут лекции, мастер-классы, профессиональные (например, IT) и художественные выставки. В рамках профессиональных выставок нередко проводятся круглые столы, конференции, ранее упомянутые лекции и мастер-классы. Это могут быть встречи с различными людьми (например, презентации книг) или встречи клубов по интересам. Весьма интересными с точки образования и приобретения интересных людей в виде новых знакомых являются бизнес-мероприятия (например, бизнес-завтраки, бизнес-форумы и бизнес-лекции, которые часто организовываются бизнес-школами и бизнес-инкубаторами). В качестве культурного образования по возможности можно посещать отчетные концерты ДШИ или консерваторий. К сожалению, большая часть мероприятий проводится в крупных городах (столице, региональных центров), однако и для жителей небольших городов и сельской местности есть возможность быть или, по крайней мере, стараться быть «на одной волне» и «в тренде». Эту возможность предоставляет Интернет.

Итак, самообразование с использованием сети Интернет сейчас популярно и востребовано не только в России, но и во всем мире. Интернет позволяет примерно уравнять возможности людей в получении образования.

Следует отметить, что, во-первых, образование через Интернет – это в первую очередь дистанционное образование , которое требует от Вас Вашей собственной ответственности за процесс обучения. Во-вторых, образование в Интернете может быть как платным (например, программы дистанционного получения высшего образования или переподготовки), так и бесплатным.

В каком же виде можно «самообразоваться» с помощью Интернета:

  1. Многие ведущие университеты предоставляют бесплатные online курсы . В данный список включены несколько лучших бесплатных курсов, доступных для желающих повысить уровень знаний или повысить квалификацию в своей области. Пожалуй, фактором, который может оттолкнуть многих желающих познакомиться с этими онлайн-курсами, является необходимость знания иностранного языка. Однако если Вы обладаете достаточной силой воли и интересом, чтобы заниматься самостоятельно образованием через Интернет, даже это не станет для Вас проблемой.
  2. в Интернете можно выучить иностранные языки бесплатно . Например, есть интересный сайт livemocha.com, на котором собралось достаточно много представителей разных стран. Это носители языка, многие из которых хотят выучить русский язык. А Вы, например, немецкий. Достаточно завести профиль на сайте, выбрать курс и начать выполнять упражнения (запоминание слов, произношение, написание, грамматика). Оценивать Ваши задания будут носители языка. С ними можно общаться в чате. Кроме того, для общения с носителями языка можно использовать соцсеть facebook.com. Ну и если при этом всём не забывать о том, что в Интернете можно скачать учебники, аудиокниги и другие интересные курсы иностранных языков, то дело останется за малым – сконцентрироваться на процессе изучения.
  3. В сети представлено огромное количество электронных библиотек . Они могут и тематическими, и крайне обобщенными. Так, например, на сайте evartist.narod.ru есть библиотека с книгами по журналистике, рекламе и PR. На сайте koob.ru представлено огромное количество книг на совершенно разные тематики – от религии до бизнеса. И в зависимости от того, какая книга Вас интересует, Вы можете найти интересную библиотеку для себя. Поэтому совет: когда ищете книгу в Интернете, записывайте или заносите понравившийся материал в закладки.
  4. Не забывайте о возможностях социальных сетей – в них есть и библиотеки, и группы по интересам, и приглашения на мероприятия и многое другое, что может помочь Вам в самообразовании.
  5. Если Вы когда-либо задумывались о создании собственного бизнеса , имеете некоторые интересные идеи, но не знаете, как реализовать, с чего начать, как управлять бизнесом дальше, Вам пригодится сайт bizmolodost.ru. На нем представлены интересные статьи, короткие видеуроки, которые помогут Вам сориентироваться и начать Ваш бизнес. Конечно, сайт живет не просто так, а представленная на нем информация – лишь малая часть того, что знают его создатели. Основным источником его дохода является проведение платных занятий с начинающими и уже работающими бизнесменами. Однако этот сайт – прекрасная возможность простимулировать себя к действию.
  6. Для любителей IT-сферы можно порекомендовать ресурс intuit.ru, где представлены различные курсы, в основном связанные с IT сферой (программирование, системное администрирование, менеджмент и право в сфере информационных технологий). На данном ресурсе можно записаться как на дистанционный бесплатный курс, так и на платный очный. В любом случае выдаются свидетельства и сертификаты об окончании того или иного курса. Однако при выборе интернет-обучения следует учитывать, что Вы получите лишь основные (базовые) знания, их необходимо будет постоянно поддерживать в актуальном состоянии, следить за изменениями (а в IT-сфере они происходят очень часто). Кроме того, для тех, кому интересно познакомиться с программированием, очень полезным станет сайт php.su, где можно скачать учебники по программированию на языке PHP и других, научиться настраивать свой компьютер для последующей работы с кодом, получить основные навыки системного администрирования и, конечно, получить ответы на сложные вопросы от более опытных товарищей на форуме.
  7. Ранее вскользь упоминалось о бизнес-инкубаторах . При отсутствии возможности посещать мероприятия, организованные ими, можно и нужно использовать информацию, размещенную на их веб-ресурсах. Inc.hse.ru – сайт бизнес-инкубатора при Высшей школе экономики. Здесь можно узнать более подробно о деятельности бизнес-инкубатора, посмотреть видео с прошедших лекций и мастер-классов, зарегистрироваться на платный (или бесплатный) вебинар, а также узнать о предстоящих мероприятиях. Incube-ane.ru – сайт бизнес-инкубатора при Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ. Информации о прошедших мероприятиях (расшифровки лекций, видео и т.п.) практически, однако запомнить этот сайт или подписаться на информационную рассылку всё же стоит, хотя бы ради того, чтобы быть в курсе мероприятий. Вдруг рано или поздно у Вас получится попасть туда?
  8. Интересное место в Москве – Digital October – примечательно тем, что там можно получить много полезной и интересной информации о новых технологиях и технологическом предпринимательстве. Для тех, кто не может попасть туда лично, есть такие великолепные познавательные онлайн-возможности , как:
    • Digital October TV - много интересных роликов на совершенно разные темы,
    • Knowledge Stream - записи лекций из ведущих лабораторий и университетов мира, которые представляют аудитории последние технологические инновации и научные достижения, имеющие практическое применение в бизнесе,
    • Coursera - поддержка проекта Курсера в России (образование в университетах мира онлайн)

В общем, думаю, тенденции в современных способах получения образования понятны – переход в онлайн, доступность, интересные формы подачи материала, возможность получить огромное количество качественных знаний (в т.ч. профессиональных), не выходя из дома и не платя за это ни копейки (только за поключение к Интернету и электричество).

Кто хочет обучаться, кто ищет интересное и полезное времяпровождение, кто хочет развиваться и становиться лучше, тот всегда найдет для этого возможность.

Please enable JavaScript to view the

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Закон РФ «Об образовании» - N 273-ФЗ - регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

Закон об образовании в РФ - 273 ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, он полностью регулирует сферу образования в нашей стране. Для руководителей этот документ является настольной книгой, своего рода Библией, которую они обязаны знать и неукоснительно соблюдать все положения. Желательно, чтобы и родители, и учащиеся различных образовательных учреждений также познакомились с основными положениями Закона.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно разобрать подробно весь Закон, каждый его пункт. Мы разберем ключевые, самые важные положения, которые могут помочь многим потребителям образовательных услуг, т. к. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» применяется в детских садах, школах, колледжах, университетах и др.

Основные понятия

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок. Цель - формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.

Ошибочно полагать, что образование заключается только в получении информации. Здесь мы неверно оперируем терминами.

Обучение - целенаправленное приобретение знаний, умений, навыков.

Воспитание - процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, в результате которого должно произойти освоение общепринятых правил и норм.

Образование включает в себя обучение (приобретение знаний и умений), воспитание (освоение общепринятых норм), физическое развитие.

требование к образованию

Педагогический работник - это лицо, которое осуществляет образовательный процесс. Он состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, выполняет определенные должностные обязанности, получая за это заработную плату. До того как ФЗ Закон «Об образовании в РФ» был принят, не было на законодательном уровне каких-либо ограничений для принятия на должность учителя в школе, воспитателя в детском саду. В школе вполне нормально было увидеть учителем человека, который сам с трудом ее закончил в свое время. При отсутствии профессиональных кадров, при низкой оплате труда учителей мало кто шел в педагогические вузы. Проблему усугубляет очень низкий процент выпускников, решивших связать свою жизнь с образовательными учреждениями.

Сегодня ситуация иная: закон «Об образовании в РФ» устанавливает запрет заниматься педагогической деятельностью лицам, не имеющим соответствующей квалификации. В ст. 46 Закона прямо установлено, что право быть работником образования имеет лицо, которое закончило или высшее учебное заведение. Одного образования недостаточно. Необходимо еще будет пройти дополнительную специализацию «Педагогика», если вуз или ссуз претендента не педагогический.

Документ об образовании

Закон «Об образовании в РФ» предполагает выдачу подтверждающих документов (аттестат, диплом) за прохождение следующих ступеней образования:

  1. Основное общее.
  2. Среднее общее.
  3. Начальное профессиональное.
  4. Средее профессиональное.
  5. Высшее образование - бакалавриат.
  6. Высшее образование - специалитет.
  7. Высшее образование - магистратура.

Система образования

Закон «Об образовании РФ» (последняя редакция) содержит иерархию основных компонентов в единой системе образования:

  1. и инструкции - это нормативные документы, по которым обязаны осуществлять образовательную деятельность школы, институты, колледжи и др. Не имеет значение статус образовательной организации: коммерческая, бюджетная, казенная - если она имеет лицензию на выдачу соответствующих документов, то обязана осуществлять обучение на основе стандартов.
  2. Непосредственная реализация обучения: образовательные организации, педагогические сотрудники, обучающиеся, законные представители.
  3. Федеральные государственные органы, органы власти субъектов, осуществляющих контроль. Главная роль принадлежит Федеральной государственной службе по надзору в сфере образования (Рособрнадзор). В регионах эту функцию выполняют министерства образования регионов. Они следят за выполнением государственных стандартов в образовательных учреждениях.
  4. Организации, обеспечивающие образовательную деятельность. В районах финансированием бюджетных школ занимаются районные комитеты по образованию. Также они проводят оценочную деятельность на подконтрольной территории всех школ.
  5. Объединения физических или юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Ярким примером служит профсоюз педагогических работников.

Цели федеральных государственных стандартов

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» ключевое место отводит федеральным государственным стандартам. Они выполняют следующие задачи:

  1. Единство образования. Из этого следует, что на территории всей страны учащиеся получают идентичный уровень образования, что означает равенство возможностей.
  2. Преемственность. Несмотря на динамичное развитие и реформирование системы образования, введение новых стандартов и требований, ключевая задача - сохранить преемственность. Нельзя каждый год полностью уничтожать всю систему в угоду сиюминутной политической или экономической выгоде.
  3. Вариативность. Несмотря на единство образования в целом, закон об образовании в РФ исключает жесткие тоталитарные рамки единства при его получении. В зависимости от способностей, желания, времени создаются различные варианты достижения тех или иных задач.
  4. Гарантия. Следует, что государство контролирует единство образования на всей территории страны.

Учиться можно дома! Формы обучения

Это трудно представить советскому человеку, но Федеральный Закон «Об образовании в РФ» предусматривает обучение не только в образовательных учреждениях. Статья 17 перечисляет допустимые формы обучения:

  1. В традиционной форме - в специализированных образовательных учреждениях.
  2. В альтернативной форме - вне специализированных образовательных учреждений.

Традиционная форма подразделяется на:

  1. Очную.
  2. Заочную.
  3. Очно-заочную.

Дистанционное обучение набирает популярность в наше время. В век информационных технологий стало реальностью посещение музеев, театров, редких выставок на другом конце планеты, не выходя из дома. Информационно-коммуникационные технологии проникли и в обучение.

Закон «Об образовании РФ» - новый закон. Однако он не выделяет дистанционное образование в отдельную категорию. Ученик находится дома, готовится по индивидуальному графику, прослушивает лекции дистанционно, при помощи коммуникационных каналов связи. Следовательно, дистанционное образование относится к категории заочного обучения.

Альтернативная форма

Ребенка необязательно посылать сегодня в школу для получения Закон «Об образовании в РФ» допускает такую возможность. Кроме того, государство выделяет деньги на альтернативные формы обучения на каждого ребенка.

Виды

Получение аттестата вне школы подразделяется на два вида:

  1. Семейное образование.
  2. Самообразование.

Семейное образование предполагает переложение функции обучения на семью. Именно за подобную форму государство выплачивает компенсацию. Конечно, школы очень болезненно на это реагируют. Это и понятно: никто не хочет оставаться без зарплаты. Судебная практика показывает, что суды полностью на стороне родителей. Средняя компенсация за ученика среднего и старшего звена составляет около 10 тыс. рублей.

Проблема привлечения детского труда в качестве уборщиков

Дежурство по школе - традиция, которая досталась нам из советского прошлого. Многие родители до сих пор не видят проблемы в мытье полов детьми в рамках дежурства по школе. Однако 34 статья Закона прямо предусматривает согласие родителей на подобное привлечение ребенка к труду. Обязательными являются занятия по технологии и трудовому обучению. Именно на них учеников на законных основаниях, в соответствии с федеральными государственными программами, обязаны привлекать к труду: шитье, готовка, обработка древесины. Все остальное - только по желанию родителей.

Итоги

Итак, основной закон, который регламентирует сферу образования, - Федеральный Закон «Об образовании РФ». Статьи его содержат описание организации образовательного процесса, компетенций местных органов власти, форм и видов образования, правил итоговых аттестаций и др. Наиболее интересные моменты данного Закона мы разобрали в статье.

© 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм