Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Основные психодиагностические методики. Диагностическая беседа Метод беседы в психодиагностике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Правила проведения беседы

Заключение

Список литературы

Введение

Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение) -- технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент-анализ).

Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

1. Беседа как метод психодиагностики

Беседа -- специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента:

На первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и

На последнем этапе -- в форме постэкспериментального интервью.

Исследователи различают:

Клиническую беседу - составную часть «клинического метода»,

Целенаправленный опрос «лицом к лицу» -- интервью.

Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Это способ исследования целостной личности,

Ее цель - в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.

Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении.

Интервью - целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда.

Главная сфера применения интервью -- социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

Интервью определяется как «псевдобеседа» - интервьюер все время должен:

Все время помнить, что он -- исследователь,

Не упускать из внимания план,

Вести разговор в нужном ему русле.

Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью.

2. Правила проведения беседы

2. Вопросы, которые задает психолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния.

3. В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи).

4. Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования.

5. Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка.

6. Особое внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования.

Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию.

От отношения испытуемого к ситуации обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального исследования.

Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергнутся определенной оценке.

Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого.

Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию -- когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.

С этой целью во время беседы психолог должен затратить определенные усилия на создание позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество:

Испытуемых, относящихся к обследованию несерьезно, пренебрежительно, надо убедить в его значимости в плане лечения, перспективы выписки, принятия экспертного заключения и т. п.

У других испытуемых необходимо снять страх перед обследованием, убедить их в принципиальной возможности выполнения предлагаемых заданий, внушить им уверенность в своих силах.

В ходе беседы создается определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки испытуемых. Патопсихологическое исследование вообще, и беседа в частности,не являются жестко алгоритмизированными, а должны гибко следовать логике развития взаимоотношений между психологом и испытуемым. Нет и быть не может единой для всех унифицированной схемы беседы.

психодиагностика беседа больной доверительный

Беседа должна быть построена в соответствии с принципами и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом консультировании и психотерапии.

Основа для успешного проведения беседы - умение устанавливать, доверительные отношения с испытуемым.

Соблюдение деонтологических принципов является обязательным для патопсихолога.

Искусство беседы - в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).

Не стоит задавать закрытые вопросы, требующие какого-либо однозначного ответа. В клинической беседе предпочтение должно отдаваться открытым вопросам, стимулирующим речевую активность больного.

Для установления эмоционально-доверительного контакта с больным беседа должна носить неформальный характер.

Однако внешне непринужденная и неформальная беседа должна быть хорошо продумана, четко спланирована психологом.

Программа беседы должна строиться заранее, на основе анализа предварительных данных о будущем испытуемом (полученных из анамнеза, из бесед с лечащим врачом, близкими).

На форму проведения беседы и характер задаваемых вопросов влияют:

Возраст,

Образовательный (культурный) уровень больного,

Особенности приема и переработки информации, характерные для него,

Возможность негативного отношения к исследованию,

Заключение

Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики.

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Список литературы

1. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632с.

2. Интернет - ресурсы

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные принципы, виды и структура бесед, рефлексивное и нерефлексивное слушание. Вербальное и невербальное общение в процессе беседы, эффективность процесса беседы. Классификация типов вопросов и примеры бесед, возможности беседы как диалога.

    реферат , добавлен 08.10.2009

    Раскрытие закономерностей психики и поведения человека на основании методов опроса, интервью и беседы. Они применяется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Специфические черты методов беседы и интервью, их понятие и содержание, сравнительная характеристика и свойства. План исследования готовности к учебной деятельности, порядок и принципы его разработки, этапы проведения и анализ полученных результатов.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Общая характеристика и роль метода беседы в исследовании личности. Основные типы и виды беседы, ее возможности и структура. Понятие вербального общения в процессе беседы. Классификация типов вопросов. Особенности невербального общения, его значение.

    реферат , добавлен 28.02.2011

    Роль беседы в психологии и психологическом консультировании, основные этапы ее реализации. Особенности ведения беседы в психологическом консультировании. Приемы ведения беседы в психологическом консультировании: специальные вопросы и уточняющие техники.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2012

    Пcиxoлогические методики и право их применять специально аттестованным работником. Процедура методов и контекст проблем психологии. Наблюдение, классический процесс установления контакта и успешность беседы, анкетирование и правильность исследования.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2012

    Анализ особенностей вербальной коммуникации, которая воздействует на аудиторию не только содержательной частью сообщения, но и в иных плоскостях (тембр, громкость, тональность, физические особенности). Отличительные черты методы беседы, интервью, опроса.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2010

    Разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи. Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии. Диалог, его информационная насыщенность. Правила проведения первичной беседы.

    реферат , добавлен 13.03.2015

    Виды делового общения: прямые и косвенные. Публичное выступление. Деловое совещание, переговоры, беседа, спор. Правила грамотного ведения беседы. Правильный выбор слова. Умение слушать собеседника с уважением, не перебивая его, что бы он не говорил.

    презентация , добавлен 18.10.2013

    Понятие юридической психологии. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов. Особенности применения на практике основных методов сбора первичной информации: беседы и наблюдения. Составление плана беседы. Природа преступного поведения.

К базовым профессиональным навыкам психолога относятся умение слушать собеседника и проводить беседу. Основа любой беседы - вербальная коммуникация. Умение вести беседу - это целое искусство, которое включает в себя знание закономерностей протекания беседы, понимание структуры и содержания вопросов, порядка их предъявления, умение спланировать беседу и настроить собеседника на открытый диалог. Использование беседы в диагностической работе позволяет собрать большой пласт психологических сведений, это и установки, мотивы личности, особенности актуальной жизненной ситуации, функциональное состояние обследуемого лица и многое другое. Как и наблюдение, беседа не имеет существенных возрастных ограничений, она может быть использована в ходе обследования лиц и дошкольного, и школьного, и подросткового и старших возрастных групп. В этом заключается неоспоримое достоинство метода беседы. Кроме этого, диагност имеет возможность чутко реагировать на изменение состояния обследуемого, принимая во внимание характер обратной связи, и гибко менять стратегию и манеру ведения беседы. Именно живое, партнерское общение, непосредственная передача сведений способствуют целостному восприятию личности, пониманию сложности и индивидуальности каждого конкретного обследуемого лица.

Беседа играет неоценимую роль при установлении контакта, предваряя любое психодиагностическое обследование. Именно поэтому навыки проведения беседы относятся к базовым профессиональным навыкам в работе психолога. Беседа может выступать в диагностическом обследовании в качестве основного метода сбора диагностической информации. Так, для ознакомления, в Приложении 5 приведен вариант стандартизированной беседы на выявление мотивации к школьному обучению у старших дошкольников и младших школьников. Также беседа может выступать и в роли дополнительного метода, обогащающего данные других методик. Так, например, в ходе проведения модифицированного варианта методики Дембо - Рубинштейн «Лестница», предназначенной для диагностики самооценки детей, беседа органично встроена в процедуру диагностики. Более того, использование указанной методики без беседы недопустимо, поскольку в таком случае нарушается процедура проведения и теряется важная диагностическая информация (критерии самооценки, ценности и личностный смысл понятий).

Важно запомнить!

Психодиагностическая беседа - это способ получения информации о психических свойствах, психологических особенностях человека, о динамике жизненного пути на основании речевых коммуникаций.

С целью понимания широты и многообразия метода беседы, изучим его типологию . Ниже приведены основные типы беседы, критериями для определения типа выступали особенности планирования беседы и строгость соблюдения правил проведения.

  • 1. Стандартизированная беседа - наиболее строгий вариант ведения беседы. При проведении такой беседы четко определены цели и перечень вопросов, активность полностью на стороне психолога-диагноста. Вносить изменения, добавлять, исключать какие-либо вопросы недопустимо. Диагност заранее определяет информационные блоки в структуре беседы и их последовательность. Стандартизированная беседа применяется в случае опроса большого количества людей (например, школьного класса или трудового коллектива) по одной теме. Благодаря жесткой стандартизации и единому алгоритму проведения диагност получает возможность сопоставления и сравнения полученной информации. В работе с маленькими детьми данный вид беседы практически не используется.
  • 2. Частично-стандартизированная беседа - специфика данной беседы в том, что диагност придерживается заранее определенной стратегии, но манера ведения беседы более гибкая. В процессе беседы диагност может менять вопросы местами, делать те или иные добавления. Подобного типа беседу используют, если с обследуемым уже установлен контакт, тематика разговора несложна. Временные затраты в этом случае незначительны, опытность задающего вопросы может быть невелика. Данный вид беседы наиболее распространен в диагностической практике. Так же, как и при стандартизированной беседе, психодиагност имеет возможность сопоставления данных. Однако существенным минусом является относительная строгость ведения беседы, которая может вызывать сопротивление и защитные механизмы у обследуемого лица.
  • 3. Свободная беседа - стратегия определяется в самом общем виде, а манера ведения совершенно свободная. Диагност задает вопросы без предварительной подготовки, ориентируясь на ходу, с учетом ответов обследуемого лица, что сохраняет непринужденность обстановки и способствует раскованности, а как следствие, и большей искренности в ответах обследуемого. Данный тип беседы чаще используется профессиональными психологами, с многолетней практикой за плечами. Именно высокий уровень профессионализма, мастерства и богатый практический опыт позволяют им проводить свободный тип беседы, не готовя заранее плана и примерного перечня вопросов. Для начинающих психологов данный тип беседы слабо реализуем на практике.
  • 4. Непрограммированная (неуправляемая ) беседа - вариант психоаналитической беседы. О чем именно говорить и насколько подробно, решает сам обследуемый. В этом случае инициатива и активность полностью на стороне обследуемого.

Несмотря на объяснимое практикой разнообразие типов бесед, существует логика ведения беседы, включающая стабильные структурные блоки, соблюдение которых неизменно вне зависимости от типа беседы. Учет и соблюдение этапов ведения беседы обеспечивают целостность и завершенность психодиагностической беседы.

Этапы ведения беседы следующие.

Первый этап - введение в беседу. Основными задачами этого этапа являются ознакомление с целями обследования, настройка собеседника на общение, знакомство с условиями и правилами работы психодиагноста. Самое важное на этом этапе - это установление контакта. Принципиальным моментом является информация о том, кто выступал инициатором встречи. Если инициатором был психолог, то на этом этапе диагност разъясняет тематику предстоящего разговора, стараясь пробудить интерес и выработать у обследуемого лица положительную мотивацию к беседе. Сообщается об условиях анонимности, продолжительности беседы и о возможном дальнейшем использовании полученной информации. Случается, что родители выступают инициатором беседы и приводят на встречу своего ребенка подросткового возраста. Сам подросток может быть при этом совсем не настроен на диалог, но и идти поперек воли родителей не решается. В этом случае диагносту особенно сложно установить контакт. В такой ситуации важно проявить понимание и такт. Высоки требования к психодиагностической беседе с детьми: с ними роль беседы важнее, чем со взрослыми . Надо учитывать фактор времени (если в первую встречу ребенок не раскрылся, дать ему почувствовать, что результат получен, выразить надежду, что в следующий раз будет больше). Если встреча состоялась по инициативе самого обследуемого, нуждающегося в профессиональной консультации, то исиходиагност обязан продемонстрировать готовность к сотрудничеству, толерантность к взглядам и позициям собеседника. Важность первого, установочного, этапа беседы заключается еще и в возможности выбора стилистической окраски разговора, используемых словесных оборотов и выражений. Психодиагност должен гибко менять репертуар фраз и выражений в зависимости от возраста, пола, социального и образовательного уровня обследуемого лица. Например, при общении с маленьким ребенком желательно использовать форму обращения по имени (как ребенка называют в семье). Обращение на «Вы» с указанием имени и отчества предпочтительней при проведении беседы с лицами зрелого возраста. Таким образом, достигается уважительная, комфортная атмосфера, способствующая выработке положительной мотивации и готовности давать достоверную информацию.

Второй этап - опрос. На данном этапе основной задачей психодиагноста является сбор фактической информации о жизненных условиях обследуемого лица, его личностных особенностях, отношении к различным события, особенностях эмоционального реагирования в различных ситуациях и т.д. Содержание второго этапа определяется преимущественно целями диагностической беседы. Целесообразно использование общих открытых вопросов по тематике беседы, тем самым происходит стимулирование собеседника на свободное повествование о событиях своей жизни и отношении к ним.

Третий этап - уточнение. В процессе общения могут возникнуть когнитивные искажения, неточное толкование слов собеседника. Случается, что в одни и те же слова собеседники вкладывают разное смысловое содержание. Избежать ситуации, когда диагност неверно понимает высказывание обследуемого, помогают уточняющие, дополнительные вопросы и просьбы объяснить, какое значение для человека имеет то или иное выражение. Игнорирование этого этапа повышает риск искажения полученной информации.

Четвертый этап - интерпретация. Данный этап в большей степени реализуется при проведении стандартизированной беседы. Психодиагност осуществляет оценку и интерпретацию собранных сведений. Это один из самых трудоемких этапов беседы, поскольку здесь психодиагност анализирует весь материал: и ответы обследуемого, и его спонтанные речевые реакции, и поведение в процессе беседы.

Пятый этап - заключительный. На этом этапе важно обратить внимание на то, с какими чувствами уйдет от вас человек, необходимо снять дискомфорт и эмоциональное напряжение, если они возникли. Недопустимо заканчивать беседу конфронтацией с обследуемым. Если предполагаются последующие встречи, то окончание беседы должно способствовать повышению готовности человека к дальнейшей продуктивной работе. По сути, это этап подведения промежуточных или окончательных итогов беседы и выдачи обратной связи обследуемому. Содержание обратной связи полностью продиктовано целями и задачами данной беседы, а также состоянием обследуемого.

Важно запомнить!

На завершающем этапе беседы необходимо всегда выражать обследуемому лицу благодарность и признательность за проделанную работу и интерес к обследованию. Данная позиция способствует дальнейшему сотрудничеству и формирует положительный образ психолога-диагноста.

В зависимости от запроса и поставленной цели психодиагност определяет основную тему беседы, конкретизирует задачи. Как нам уже известно, в беседе может быть разная степень стандартизации - жесткости плана. Принимая во внимание цель и тему беседы, психолог-диагност самостоятельно определяет стратегию своего поведения в общении. Необходимое количество смысловых блоков в беседе, возможность добавления и исключения вопросов по ходу общения - эти вопросы остаются на усмотрение психодиагноста.

Не менее важно спланировать продолжительность и условия проведения беседы. Длительность беседы не должна быть более часа или полутора часов, слишком длительная беседа утомляет собеседника и вызывает желание скорее закончить разговор. Полезным будет использование в беседе вспомогательных материалов: игрушек, различных фигурок, рисунков, цветных карандашей и фломастеров. Это позволяет увлечь ребенка и заинтересовать взрослого, а также получить дополнительную информацию об обследуемом. Фиксация полученных сведений может осуществляться и в момент разговора, и после его завершения. Целесообразнее всего делать краткие записи в момент беседы, а более развернутое описание делать после окончания встречи. Эффективно использование диктофона либо любой другой записывающей техники. Однако необходимо получить информированное согласие обследуемого на такого рода запись.

В структуре беседы основным элементом являются вопросы. Умение правильно задавать вопросы и точно их формулировать - эго базовые, фундаментальные навыки психолога в целом и психодиагноста в частности. Широко известны различные классификации видов вопросов, используемых в беседе. Так, одна из классификаций основана на степени открытости вопросов. Это, прежде всего, открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы нс предполагают варианта ответа, обследуемый сам формулирует разъяснения к такому вопросу. К этому виду относятся следующие вопросы: «как?», «почему?», «куда?». Например: «Куда вы планируете поступать после окончания школы?», «Почему вам неинтересен такой вид досуга?», «Как бы вы описали свое состояние в тот момент?». Психодиагност, задавая открытые вопросы, дает возможность обследуемому самостоятельно построить содержание своего ответа. Благодаря их использованию собеседник сам объясняет свою позицию, свои планы и переживания.

Другой вид, закрытые вопросы, предполагает готовые варианты ответа. Например: «Для вас это сложно?», «Любите ли вы работу в большом коллективе?», «Скажите, у вас есть близкие друзья?». Используется своего рода дихотомия ответов (да-нет, согласен-несогласен). При этом возможности ответить более развернуто или дать совершенно другой ответ практически исключаются. Задавая закрытый вопрос, психодиагиост оставляет за обследуемым право либо согласиться, либо не согласиться с высказыванием. Большое количество закрытых вопросов в беседе создает напряженную обстановку и полностью лишает активности обследуемое лицо. Следовательно, использовать этот вид вопросов надо с особой аккуратностью, только с конкретной целью - прояснить позицию говорящего, получить определенность выбора.

Следующая классификация вопросов основана на разной степени направленности на предмет разговора: прямые, косвенные и проективные вопросы.

Прямые вопросы направлены непосредственно на диагностику какого- либо явления, напрямую касаются предмета разговора.

Косвенные вопросы более опосредованно затрагивают предмет разговора, обходя прямое указание на интересующее явление.

Проективные вопросы могут включать описание гипотетической ситуации, нереальных обстоятельств жизни или задаются от лица вымышленного персонажа.

Использование в беседе косвенных и проективных вопросов позволяет получить более подробную и достоверную информацию, чем от прямых вопросов. Тем не менее вне зависимости от определенного вида вопросов существует ряд общих требований к их формулировке:

вопрос должен быть коротким, желательно без деепричастных оборотов;

  • - вопрос должен быть понятным собеседнику;
  • - должен быть направлен не на оценку поступков, а на анализ конкретных действий;

желательно, чтобы в вопросе отсутствовала частица «не»;

  • - вопрос не должен быть наводящим на определенный ответ;
  • - вопрос должен быть тактичным, особенно если затрагивается вопрос интимной сферы.

Результативность беседы во многом определяется позицией слушающего. Умение слушать означает не перебивать и не прерывать собеседника, поддерживать постоянное внимание, обеспечить устойчивый визуальный контакт с собеседником и учитывать невербальную информацию. В процессе беседы надо обращать внимание на паузы (сопротивление - защитная реакция, эмоциональная шоковая реакция на вопрос, может быть неустойчивость внимания, рассеянность, отсутствие интереса к вопросу, непонимание вопроса). При проведении беседы важно учитывать и вербальные, и невербальные каналы передачи информации. Информацию, получаемую в случае расхождения этих каналов, принято называть неконгруэнтной, т.е. в речи обследуемый говорит одно, а на невербальном уровне другое. Если психодиагност акцентируется только на речевом сообщении и анализирует исключительно смысл словесных высказываний, то неконгруэнтность не улавливается. Рассогласование между указанными каналами передачи информации позволяет построить целый ряд диагностических гипотез: человек не доверяет диагносту, обсуждаемый вопрос вызывает психологические защиты, собеседник закрыт и неискренен.

Задание для размышления

Согласны ли вы со следующим утверждением: мужчины перебивают женщин почти в два раза чаще, внимательны только первые 15 секунд, потом думают: «Что бы добавить?» Приведите аргументацию за и против этого утверждения.

Активное слушание - энергоемкий процесс, протекающий но своим законам и требующий внимания, терпения, такта. Активное слушание включает в себя нерефлексивные и рефлексивные техники . Нерефлексивное слушание направлено в большей степени на понимание собеседника, при этом используются минимальный набор слов и невербальная поддержка. Чаще всего к техникам нерефлексивного слушания прибегают в ситуациях, когда собеседнику необходимо высказаться при остром желании выразить свое мнение, обсудить беспокоящие темы. Эффективна практика использования коротких реплик: «Понимаю», «Продолжайте, пожалуйста», «Да?», «Вот как». Подобного рода реплики называют «эмпа- тическим покрякиванием». Такие ответы выражают заинтересованность в разговоре, стимулируют к дальнейшему повествованию, при этом создают свободное пространство для говорящего. Короткая реплика, утвердительный наклон головы, если это делается искренне, ободряют собеседника и вызывают желание говорить. В то же время некоторые короткие реплики могут вызвать обратную реакцию, например, «Да ладно?», «Прямо так уж плохо?», «Отчего так?». Такого рода фразы неуместны и приведут к закрытости и нежеланию продолжать беседу.

Рефлексивное слушание в отличие от нерефлексивного направлено в большей степени на точность и правильность восприятия высказываний. Используется при необходимости уточнить смысл словесных выражений. Помогает избежать ошибок непонимания друг друга, например, связанных с многозначностью слов русского языка; позволяет проверить свое понимание. При этом могут быть использованы следующие техники.

  • «Повторение». Цель - проверить точность понимания партнера. Существует в двух вариантах: 1) дословный повтор реплики партнера (эхо-техника, «Действительно, ... (приводится сообщение собеседника)»); 2) перефразирование (воспроизведение мысли говорящего своими словами, «Другими словами,...»).
  • «Уточнение», выяснение смысла сказанного («Повторите, пожалуйста, что я должен делать?», «Вы можете меня исправить, если я неправильно понял вашу мысль»).
  • «Резюмирование». Подводится итог в беседе («Главная идея пашей беседы заключалась в том-то»). Цель - подытожить основные идеи собеседника, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. Резюмируя, собеседник воспроизводит высказывания своего партнера в сокращенном, обобщенном виде, выделяя в них самое существенное («Итак, Вы полагаете, что...»).

Основные сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы, связаны с влиянием личностных качеств диагноста, субъективностью при анализе и обработке собранной информации и трудностью формализации полученных данных. Крайне важно поддерживать в ходе беседы диалогический уровень общения - отношение к человеку не как к объекту (хотя это правомерно в определенных ситуациях), а как к субъекту (свободному человеку), исходя из его направленности, готовности к диалогу. При проведении беседы надо ориентироваться на индивидуальные особенности клиента (темп речи, скорость мышления), учитывать особенности характера, самооценки, возраста, пола. Необходимость отсроченной постановки диагноза связана с ошибкой преждевременных выводов, в этом случае материал необходимо переработать. Таким образом, проведение диагностической беседы требует успешной реализации психодиагностом профессионального умения слушать, наблюдать, говорить.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Беседа - получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента:

  • на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и
  • на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью.

Исследователи различают:

  • клиническую беседу - составную часть «клинического метода»,
  • целенаправленный опрос «лицом к лицу» - интервью.

Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Это способ исследования целостной личности,

Ее цель - в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.

Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении.

Интервью - целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда.

Главная сфера применения интервью - социология . Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

Интервью определяется как «псевдобеседа » - интервьюер все время должен:

  • все время помнить, что он - исследователь,
  • не упускать из внимания план,
  • вести разговор в нужном ему русле.

Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью.

Правила проведения беседы:

  • Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче.
  • Вопросы, которые задает психолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния.
  • В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи).
  • Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования.
  • Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка.
  • Особое внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования.

Кроме диагностической функции , связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию .

От отношения испытуемого к ситуации обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального исследования.

Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергнутся определенной оценке.

Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого.

Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию - когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.

С этой целью во время беседы психолог должен затратить определенные усилия на создание позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество:

  • Испытуемых, относящихся к обследованию несерьезно, пренебрежительно, надо убедить в его значимости в плане лечения, перспективы выписки, принятия экспертного заключения и т. п.
  • У других испытуемых необходимо снять страх перед обследованием, убедить их в принципиальной возможности выполнения предлагаемых заданий, внушить им уверенность в своих силах.

В ходе беседы создается определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки испытуемых.

Патопсихологическое исследование вообще, и беседа в частности,

не являются жестко алгоритмизированными , а должны гибко следовать логике развития взаимоотношений между психологом и испытуемым.

Нет и быть не может единой для всех унифицированной схемы беседы.

  • Беседа должна быть построена в соответствии с принципами и технологией клинического интервью , применяемого в психологическом консультировании и психотерапии.
  • Основа для успешного проведения беседы - умение устанавливать, доверительные отношения с испытуемым.

Соблюдение деонтологических принципов является обязательным для патопсихолога.

  • Искусство беседы - в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).

Не стоит задавать закрытые вопросы, требующие какого-либо однозначного ответа. В клинической беседе предпочтение должно отдаваться открытым вопросам, стимулирующим речевую активность больного.

  • Для установления эмоционально-доверительного контакта с больным беседа должна носить неформальный характер .

Однако внешне непринужденная и неформальная беседа должна быть хорошо продумана, четко спланирована психологом.

Программа беседы должна строиться заранее, на основе анализа предварительных данных о будущем испытуемом (полученных из анамнеза, из бесед с лечащим врачом, близкими).

На форму проведения беседы и характер задаваемых вопросов влияют:

  • возраст,
  • образовательный (культурный) уровень больного,
  • особенности приема и переработки информации, характерные для него,
  • возможность негативного отношения к исследованию,
  • речевые особенности будущего испытуемого и др.
Тест «Незаконченные предложения» был введён в практику старшим научным сотрудником, канд. мед. наук О.Н. Кузнецовым (кафедра психиатрии ВМА им. С.М. Кирова).

Суффикс «ен» в данном случае пишем с одним «н», дабы не портить сакральные слова. «Ен» не только суффикс, но и СУЩЕЕ (см. греческие словари и церковно-славянский словарь, где Н = 50 = 5, согласно правил нумерологии. 5 - буква «Есть» = СУЩЕЕ.)

* Подобные поведенческие реакции проявляются в диалоге при изучении почти всех структур отношений, поэтому в других шкалах описываются только специфические особенности поведенческих реакций.

* При наблюдении выявляется симптоматика мимики и пантомимики, описанная в соответствии с индексами шкалы «Нравственная зрелость».

* Настоящая шкала пишется в соответствии со взглядами авторов на религию в 80-х годах при использовании латинских и греческих лингв. Авторы не касаются сейчас понятия Вhроисповihданiе = Вhра из(исток) начало (приставка «ПО») Вhдъ, для чего потребуется отдельная книга.

* Данные по шкалам 7—10 определяются на основании опроса и личного дела. При наблюдении, изучении семьи и микрогруппы признаки те же, что и в перечисленных выше шкалах, проявляются в соответствии, со степенью значимости системы деятельности.

* Частым признаком переоценки являются особености, относимые к свойствам эмоций (см. шкалы 26—29). В дифференциальном плане важно отличать особенности системогенеза этих характеристик. С одной стороны, возбудимость эмоций может быть связана с ослабленной тормозной задержкой (самообладанием). С другой стороны, это свойство эмоций может быть связано с нежеланием сдерживать себя. Данная особеность может проявляться как в бессознательном ответе" на раздражитель, когда человек не знает своей самооценки, ранимости своего чувства Я, так и в сознательном ответе на воздействие, желании показать своё Я. Педагогические подходы к таким лицам различны..

* Следует дифференцировать недостаточную уверенность и крайнюю неуверенность в себе с эмоциональными и волевыми характеристиками (см. соответствующие


шкалы, индексы 2 и 1). По нашим наблюдениям, среди лиц этого типа наблюдаются случаи истинных суицидальных актов, в отличие от лиц с завышенной самооценкой.


Для последних более характерны демонстративные суицидальные попытки (в присутствии окружающих) с целью извлечь для себя определенные выгоды.


Для лиц, крайне неуверенных в себе, незаконченный суицидальный акт часто является следствием нерешительности, нежелания принести неприятность окружающим.

* См. признаки других свойств эмоций (индексы 5 и 4) в шкалах 28—30 «Сила, стеничность, устойчивость эмоций».

* Поведенческие, мимические, пантомимические реакции приближаются к шкале


«Решительность» в соответствии с её индексами..

* Наблюдательность (как и продуктивность памяти, внимательность, двигатiъльность) чаще раскрывается при длительном или специально направленном наблюдении, а также с помощью специальных психологических тестов.

* Данный фрагмент диалога приведен с целью показать прием, позволяющий определить свойство самости, которую пытается не раскрывать испытуемый, через его слабое место. Здесь слабым местом является «недоверие» к способностям учащейся, вследствие чего определяется ее лень.

* Буква ЯТЬ в статье пишется знаком IЪ, суффикс ЕНН - с одним Н, дабы с учётом шрифтов ЭВМ и руского (с одним С) правописания не опорочить сакральные Слова данного сообщения.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Диагностическая беседа «Мой круг общения» разработана под руководством Т. Ю. Андрущенко [Андрущенко Т.Ю., 1999]. Беседа дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог может определить меру благополучия складывающихся условий возрастного и личностного становления. Важной особенностью методики является то, что обследуемый круг общения ребенка выходит далеко за пределы семьи: семья предстает в неразрывной связи с другими сферами жизни ребенка - школой и двором.

Тестовый материал

Стандартный лист с изображением концентрических большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя - горизонтальной и вертикальной - линиями, два цветных карандаша (темный и светлый).

Процедура проведения беседы

Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг общения ребенка и характер его взаимодействия с окружающими (сверстниками, родителями, учителями). Беседа строится так, как показано в табл. 3.

Таблица 3. Этапы беседы и действия психолога
Этап беседы Высказывания-побуждения психолога Действия психолога
Выявление круга симпатий/ антипатий «Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный - «недоброжелательный», «неприятный» и светлый - «радостный», «приветливый»» В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе
Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один - в середине и еще один, маленький, - в центре, здесь поместим тебя, напишем твое имя.

С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен»

С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия/антипатия) между участниками круга общения. С помощью стрелки обозначаются направление и мера выраженности отношений (до внутренней или внешней окружности и др.)
Установление контакта «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты» Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущее началу общения
Построение круга («дома») общения «Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения» Рисует (или предлагает готовый) круг (см. рис.). Делит (или объясняет принцип разделения) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстники», «взрослые»
«Заселение» круга общения «Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам» «Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с помощью условного обозначения (прямоугольник на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимодействия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе

Анализ содержания беседы

Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения подростка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, результат работы) предполагает:

  • сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения;
  • сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление личностно значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;
  • выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.);
  • выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации раз вития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).

Продемонстрируем возможности методики на конкретном консультативном примере [см.: Андрущенко Т.Ю., 1998].

Пример использования методики

История обращения

Консультирование Люды С. Люда шла в консультацию неохотно, плакала. В семье трое детей. Люда - старшая дочь от первого брака, ей 10 лет, два других ребенка - маленькие: мальчику 3 года, девочке 9 месяцев.

Мать (инженер, кандидат наук) жаловалась на непослушание девочки, невыполнение домашних обязанностей, неумение за себя постоять, частую слезливость. Мать недовольна дочерью, ее внешностью (полная), считает ее «слабой личностью», не видит никаких достоинств, полагает, что она хитрит, притворяется «жертвой», провоцируя проявление жалости со стороны окружающих. И в общеобразовательной, и в музыкальной школе девочка учится хорошо, пишет стихи.

Диагностический этап работы

По личностному опроснику Кеттела выраженными показателями являются А, С, D, G, О, Q 4 , что говорит о высокой внутренней напряженности, тревожности, озабоченности (О = 10, Q 4 = 8), о неуверенности в себе, сензитивности (С = 2, О = 10), о реактивности поведения, легкой возбудимости (D = 8), о наличии конфликтов в социуме, плохой ориентировки в межличностных отношениях (А = 2, G = 3).

На рисунке несуществующего животного девочка изобразила Кслемышара с пятью большими глазами. Комментируя происхождение названия («смесь кота, собаки, льва, ежа, мыши»), Люда подчеркнула, что он «как мышь всего боится, но защищается». В рассказе о животном она поместила его жить в бездонную пещеру, считает, что у него «больше врагов, чем друзей». Ее животное ненавидит «вражду и драку, даже защищаться не умеет, дерется с закрытыми глазами, чтобы не видеть, что делает другим больно, так как жалостливый», боится «потерять друзей, так как налетят враги, а он беззащитен». Данная методика выявила зависимую позицию девочки от взрослых и сильных, внутреннюю неуверенность в себе.

В домашнем задании (написать о своих невзгодах и радостях) девочка к невзгодам относит: частые ссоры с братом, болезнь любимой учительницы, «нам учительницу заменили», «со мной никто не дружит», «встреча с Катей Г.».

Перечисленные невзгоды лежат в сферах общения дома и в школе. Характер невзгод показывает значимость для девочки личности учительницы (плакала, когда узнала о болезни), наличие конфликтов с новым, не сравнимым с прежним учителем, наличие неудовлетворенности и тревоги по поводу отсутствия дружеских связей со сверстниками.

Характер радостей связан опять же с новым учителем (1-е место); с событиями в семье: рождение сестры и защита мамой диссертации (2-е место); с поездками: в лагерь, в лес (3-е место) и приобретениями (подарили кораллы). Как видно из перечисленных событий, сфера общения со сверстниками не актуализирована.

Таким образом, данные, собранные по этим методикам, обнаружили общее неблагополучие Люды в социуме, однако выяснить конкретную картину внутреннего мира девочки со всем ее многообразием межличностных связей удалось в ходе «графической беседы».

Использование этой методической процедуры позволило опосредованно подготовить Люду к обсуждению ее актуальных переживаний.

Результаты совместного заполнения «круга общения» представлены на рисунке 10. Рисунок показывает различие в широте и характере взаимодействия.

Наиболее тесен домашний круг общения, здесь девочка выделила восемь человек, с кем, по ее мнению, сложились теплые, добрые отношения, особенно она выделяет маму, одну из бабушек, родную сестру девяти месяцев и двоюродную сестру-сверстницу; только один человек в доме - брат трех лет - приносит большие неприятности.

Друзей во дворе немного, двое из них младше (по семь лет), из сверстников ей нравится только одна девочка, встречи с которой эпизодические, связь неглубокая.

Неблагополучное положение у Люды в школе в сфере общения как со сверстниками, так и с учителями. В школе из пяти названных сверстниц две приносят большие огорчения, общение с обеими взаимно неприятно. Эти девочки активно выражают ей неприязнь, дразнят, обзывают и, как ей кажется, презирают. Три одноклассницы входят в круг ее благополучного общения, но отношения с ними нельзя назвать дружбой. К двум указана только односторонняя стрелка со стороны Люды, а к одной - хотя и двусторонняя, но взаимоотношения не являются тесными. Люда считает себя недостойной ее: «Она отличница, слишком утонченная для меня».

Рис. 10. Круг общения Люды С. Условные обозначения: жирная линия стрелки обозначает темный («неблагоприятный») цвет, тонкая линия - светлый («благоприятный») цвет; темный прямоугольник - знак частой штриховки «неблагоприятным» цветом, серый прямоугольник - частая штриховка «благоприятным» цветом

В ходе заполнения «круга общения» удалось выяснить полную изоляцию девочки от одноклассников, ее вынужденное одиноче ство в школе («стою на переменах одна, ни с кем не разговариваю»), различия в интересах («им со мной неинтересно»), во вкусах («они модно одеваются, а я не так, как они»).

Значимость общения с учителями для Люды велика, она назвала семерых учителей, двое из них вызывают глубокие отрицательные переживания. К учительнице 3-го класса, относящейся к девочке, по ее словам, хорошо, Люда не скрывает своей злости. Также отрицательно она относится к новому учителю, долгое время заменяющему заболевшую любимую учительницу: «Он ко мне относится как к мебели, как к столу, которому надо подпиливать ножки». Взаимоотношения только с одной учительницей (заболевшей) девочку радуют: это ее кумир, который покровительствует, признает, понимает. Девочка тяжело переживает ее болезнь, не спит по ночам, плачет, пишет для нее стихи и посвящает ей прозу, постоянно справляется о ее выздоровлении, с нетерпением ждет ее возвращения в класс.

Таким образом, введение в работу консультанта методического приема, где графически изображался круг общения, позволило организовать доверительную беседу, в ходе которой была выявлена неблагополучная для ребенка данного возраста социальная ситуация развития.

Об этом свидетельствуют следующие факты:

  • во-первых, у девочки не реализована растущая в предподростковом возрасте потребность в общении со сверстниками, фиксирован отрицательный опыт общения с ними;
  • во-вторых, выявлен уже длительный конфликт в семье, связанный с конкурентным отношением с братом, обострившимся в связи с рождением еще одного ребенка. К девочке со стороны матери стали предъявляться новые, повышенные требования, с которыми она не справляется. Фиксирован опыт безуспешной борьбы за внимание и любовь близких;
  • в-третьих, неудовлетворенность в других сферах общения девочка компенсирует непомерным, экзальтированным отношением к учительнице, что не типично для этого возраста. Потребность в любви и привязанности к учителю носит компульсивный характер.
© 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм