Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Плакатный энтузиазм. Состояние советской экономики после войны

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: СССР В 1945 – 1991 ГОДАХ Контрольная тестовая работа Вариант I 1. Что из названного произошло в СССР в первые послевоенные годы? 1) принятие новой Конституции СССР 2) смена высшего партийного и государственного руководства 3) денежная реформа 4) начало освоения целинных земель 2. Первым секретарем ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина был избран: 1) Л.П. Берия 2) Г.М. Маленков 3) В.М. Молотов 4) Н.С. Хрущев 3. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил: 1) Н.И. Рыжков 2) Н.А. Вознесенский 3) А.Н. Косыгин 4) В.М. Молотов 4. Расположите в правильном порядке следующие события истории страны с 1945 по 1991 гг.: а) избрание М.С. Горбачева Президентом СССР; б) освоение целинных земель; в) раскол Германии; г) ввод советских войск в Афганистан; д) провозглашение курса перестройки; е) Карибский кризис; 5. Выберите из приведенного списка мероприятия, относящиеся к процессу распада СССР. 1) подписание Беловежских соглашений; 2) попытка путча ГКЧП; 3) принятие Конституции 1993г.; 4) выход Прибалтийских республик из состава СССР; 5) продписание договора ОСВ­1. 6. Установите правильное соответствие. ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ 1) Солженицын А.И.; 2) Плисецкая М.; 3) Бодров С.; 4) Табаков О. 7. Установите соответствие между событиями и периодами истории СССР: СОБЫТИЯ 1) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе; 2) вывод советских войск из Афганистана; 3) роспуск ОВД; 4) «Пражская весна». 8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ а) балет. б) кино; в) театр; г) литература; ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ А) 1964­1985 гг.; Б) 1985­1991 гг. События __________(А) Переименование наркома­ тов в министерства __________(В) Даты 1962 г. 1946 г. 1986 г. Принятие Конституции «развитого социализма» __________(Д) Руководитель СССР в данный период Н. С. Хрущев __________(Б) __________(Г) __________(Е) Пропущенные элементы: 1) катастрофа на Чернобыльской АЭС 2) расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске 3) 1953 г. 4) учреждение поста Президента СССР 5) испытание первой советской ядерной бомбы 6) И. В. Сталин 7) Л. И. Брежнев 8) М. С. Горбачёв 9) 1977 г. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е 9. Прочтите отрывок из заявления политического деятеля. «Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота. Центральный Коми­ тет не сумел занять решительную позицию осуждения и противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности. Среди заговорщиков оказались члены партийного руковод­ ства, ряд партийных комитетов и средств массовой информации поддержал действия государственных пре­ ступников. Это поставило коммунистов в ложное положение. Многие члены партии отказались сотрудничать с заговорщиками, осудили переворот и включились в борьбу против него. Никто не имеет морального права огульно обвинять всех коммунистов, и я как Президент считаю себя обязанным защитить их как граждан от необоснованных обвинений. В этой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное, но честное решение о самороспуске. Судьбу республи­ канских компартий и местных партийных организаций определят они сами. Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Автор заявления занимал одновременно с постом Генерального секретаря важный государственный пост. 2) Одним из тех, кого автор заявления называет заговорщиками, был Г. И. Янаев. 3) Заговорщики, о которых идёт речь в данном отрывке, были в сговоре с Президентом РФ. 4) Автор заявляет, что все члены партии поддержали заговорщиков. 5) Заявление сделано в 1993 г. 6) В течение того же года, когда было сделано данное заявление, деятельность названной в отрывке партии была прекращена на территории России. 10. Рассмотрите изображение и выполните задание Какие суждения о плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Плакат появился в годы восстановительной пятилетки. 2) Руководителем страны в период появления плаката был Н. С. Хрущёв. 3) Период, когда появился данный плакат, вошёл в историю как «оттепель». 4) При освоении целины зерновая культура, которой посвящён плакат, была пре­ обладающей. 5) Результатом кукурузной компании было решение проблемы снабжения страны продовольствием. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: СССР В 1945 – 1991 ГОДАХ Контрольная тестовая работа Вариант II 1. Как называли в конце 1960­х – середине 1980­х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию? 1) диссидентами 2) космополитами 3) лишенцами 4) анархистами 2. Какое событие произошло в связи с празднованием 300­летия вхождения Украины в состав Российского государства? 1) проведение в Киеве фестиваля молодежи и студентов 2) передача Крыма из состава РСФСР в состав УССР 3) пуск гидроэлектростанции на Днепре 4) открытие Академии наук Украины 3. Что из названного относится к причинам перехода советского руководства к политике перестройки? 1) распад мировой социалистической системы 2) «застой», кризисные явления во всех сферах жизни общества 3) требования международных организаций 4) массовые выступления населения против режима 4. Расположите в правильном порядке следующие события истории России 1945­1991 гг.; а) разгон КПСС на территории России; б) избрание Ельцина Б.Н. Президентом РСФСР; в) образование совнархозов; г) «дело врачей»; д) проведение «Косыгинских» реформ; е) правление Черненко К.У. 5. Выберите из приведенного списка события, связанные с правлением Брежнева Л.И. 1) увеличение количества чиновников; 2) политика гласности; 3) рост привилегий номенклатуры; 4) неосталинизм; 5) межнациональный конфликт в Ферганской долине. 6. Установите правильное соответствие между характерными чертами развития культуры и периодами истории. ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) жесткий контроль; 2) гласность; 3) стиляги; 4) самиздат 7. Установите правильное соответствие между событиями и периодами проведения внешней политики СССР СОБЫТИЯ 1) распад мировой системы социализма; 2) новое политическое мышление; 3) возобновление дипломатических отношений с Японией; 4) создание Организации стран Варшавского договора. 8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. ПЕРИОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ а) оттепель; б) застой; А) 1953­1964 гг.; Б) 1985 ­ 1991 гг; ПЕРИОДЫ в) перестройка; г) послевоенное время. События Даты Руководитель СССР в __________(А) переименование наркома­ тов в министерства __________(В) принятие Конституции «развитого социализма» 1962 г. 1946 г. 1986 г. данный период Н.С. Хрущев __________(Б) __________(Г) __________(Д) __________(Е) Пропущенные элементы: 1) катастрофа на Чернобыльской АЭС 2) Карибский кризис 3) 1953 г. 4) учреждение поста Президента СССР 5) испытание первой советской ядерной бомбы 6) И. В. Сталин 7) Л. И. Брежнев 8) М. С. Горбачев 9) 1977 г. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е 9. Из статьи маршала С. Ф. Ахромеева. «В целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40­й армии обходился в 6,0­6,5 млн. рублей. < .. > Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных Сил. Им была поставлена неправо­ мерная и нереальная задача: военным путём заставить народ, численностью 17 млн. человек, подчиниться не­ популярному правительству, опирающемуся на советские штыки <...> Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое­кто насчет того, что воевать советским войскам в Афга­ нистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится сама афганская армия. Ре­ альная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилет­ нюю кровавую авантюру <...>». Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под ко­ торыми они указаны. 1) участие советских войск в войне, о которой говорится в тексте, получило одобрение Организации Объеди­ ненных Наций. 2) война, о которой говорится в тексте, началась для советских войск в 1979 г. 3) в ходе данной войны противник советских войск использовал партизан­ ские методы борьбы. 4) руководителем страны в начале войны, о которой говорится в тексте, был М. С. Горбачев. 5) по мнению автора, советские войска не могли решить в этой войне по­ ставленные перед ними задачи. 6) война, о которой говорится в тексте, длилась менее трёх лет. 10. Рассмотрите изображение и выполните задание Какие суждения, связанные с данным изображением, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В период проведения Олимпиады, символика которой представлена на изображении, Советским Союзом руководил Н. С. Хрущёв. 2) Олимпиада, символика которой представлена на изображении, стала второй Олимпиадой, проведённой на территории СССР. 3) На данном изображении представлена символика Зимних Олимпийских игр, проходивших в Москве. 4) В Олимпиаде, символика которой представлена на изображении, не принимала участия команда США. 5) СССР бойкотировал следующие Олимпийские игры, которые проходили в США после Олимпиады в Москве.

Тема: «Эпоха Н.С. Хрущева 1953-1964гг.»

1. После смерти И.В. Сталина партию возглавил:

а) Н.С. Хрущев;

б) Г.М. Маленков;

в) К.Е. Ворошилов;

г) Л.П. Берия.

2. На какую должность был избран Н.С. Хрущев в марте 1953 года?

а) председателя Совмина;

б) первого секретаря ЦК КПСС;

в) председателя Верховного Совета;

г) генерального секретаря ЦК КПСС .

3. После смерти И.В. Сталина главой государства был:

а) Н.С. Хрущев;

б) Г.М. Маленков;

в) К.Е. Ворошилов;

г) Н.А. Булганин.

4. О каком событии говорят эти строки?

«…Без траурных флагов на башнях казенных,

Без поминальных свечей и речей

Россия простила невинно казненных,

Казненных простила и их палачей».

а) отстранение от должности Совета министров СССР Г.М. Маленкова;

б) художественная выставка в Манеже;

в) Новочеркасские события;

г) XX съезд КПСС.

5. В каком году было принято постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»?

а) 1953 г.;

б) 1956 г.;

в) 1987 г.;

г) 1991 г.

6. В итоге доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС:

а) начался процесс десталинизации общества;

б) начался процесс преодоления разногласий в руководстве КПСС;

в) установился демократический режим в стране;

г) начался процесс неосталинизма общества.

7. В период правления Н.С. Хрущева произошло следующее событие:

а) взрыв храма Христа Спасителя;

б) правозащитное движение;

в) вывод советских войск из Афганистана;

г) расширение прав союзных республик.

8. Первый советский искусственный спутник был запущен:

а) в 1955 г.;

б) в 1957 г.;

в) в 1960 г.;

г) в 1961 г.

9. Первый советский космонавт, совершивший полет вокруг Земли 12 апреля 1961 г.:

а) А.А. Леонов;

б) Г.С. Титов;

в) Ю.А. Гагарин;

г) С. П. Королев.

10. Главным идеологом в стране в послевоенное время был:

а) Н.С. Хрущев;

б) Г.М. Маленков;

в) А.А. Жданов;

г) И.Г. Эренбург.

11. В результате травли со стороны государства этот писатель отказался от Нобелевской премии:

а) А. Солженицын;

б) Б. Пастернак;

в) А. Фадеев;

г) И. Эренбург.

12. Писатель, бывший узник лагерей, один из первых поставивший проблему преодоления сталинского наследия:

а) А. Солженицын;

б) Б. Пастернак;

в) А. Фадеев;

г) И. Эренбург.

13. Что влекло за собой исключение из союза писателей СССР (художников, композиторов…)?

а) прекращение издания произведений;

б) прекращение участия в выставках;

в) невозможность зарабатывать за счет своей профессии;

г) все выше перечисленное.

14. Положительным результатом «оттепели» в сфере культуры было:

а) стремление части советской интеллигенции к свободе творчества;

б) усиление партийного контроля в культурной области;

в) полная отмена цензуры печати;

г) критика творчества художников-авангардистов.

15. Цель политехнизации школы состояла:

а) в обеспечении народного хозяйства грамотными специалистами;

б) в подготовке руководства для промышленных и сельскохозяйственных специалистов;

в) в подготовке специалистов для экономической помощи социалистическим странам;

г) в подготовке специалистов для экономической помощи странам третьего мира.

16. Социальную политику 1955-1964 гг. характеризует:

а) широкое жилищное строительство;

б) повышение тарифных расценок в производстве;

в) поддержка фермерских хозяйств в деревне;

г) борьба с «религиозными пережитками».

17. Особенность развития социальной сферы в период правления Н.С. Хрущева:

а) отказ от бесплатного образования и здравоохранения;

б) введение оплаты по трудодням в колхозах;

в) исчезновение социальной напряженности;

г) рост реальных доходов населения.

18. В итоге реформы системы управления промышленностью в 1957 г. появились:

а) совнархозы;

б) наркоматы;

в) министерства;

г) общесоюзные ведомства.

19. Какой системой хозяйственного управления была заменена в 1957 г. отраслевая структура управления?

а) системой жесткой централизации;

б) системой управления через Советы хозяйства;

в) многоступенчатой кластерной системой;

г) территориальной системой, сопровождающейся ликвидацией министерств.

20. Одно из преобразований в области сельского хозяйства, проведенных в период правления Н.С. Хрущева:

а) сокращение заготовок сельскохозяйственной продукции;

б) предоставление полной самостоятельности колхозникам;

в) укрупнение колхозов и создание крупных агрохозяйств;

г) увеличение налогообложения сельхозпредприятий.

21. Почему в 1959 г. вместо пятилетнего плана был принят семилетний план?

а) пятилетнее планирование не оправдало себя;

б) семилетний план давал больше возможностей для космической промышленности;

в) семилетний план был связан с новой системой управления экономики и предполагалось, что за 7 лет можно совершить большой рывок в коммунистическое общество;

г) за семь лет предполагался выход сельского хозяйства на уровень мировых стандартов.

22. В 1961г. была принята новая программа КПСС, в которой провозглашалась цель - построение коммунизма в СССР к 1980 году. Какой принцип был основным признаком коммунизма?

а) «каждому - по потребностям»;

б) «кто не работает, тот не ест»;

в) «коммунизм по всему фронту»;

г) «пятилетку в четыре года».

23. Одной из причин демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году было недовольство:

а) увеличением пенсионного возраста;

б) ликвидацией подсобных хозяйств;

в) повышением цен на мясо и молоко;

г) отменой паспортов у колхозников.

24. На заседании какой организации Н.С. Хрущёв стучал по столу ботинком?

а) ООН;

б) НАТО;

в) СЭВ;

г) Лига Наций.

25. Какое название получил период напряженных отношений между СССР и странами НАТО:

а) «ледниковый период»;

б) «холодная война»;

в) «локальный конфликт»;

г) «железный занавес».

26. Что означает термин «холодная война»?

а) военное противостояние двух государств;

б) разрыв дипломатических отношений между государствами;

в) введение экономической блокады;

г) политическая, экономическая и идеологическая конфронтация между государствами.

27. Какие из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1953-1964 гг.?

1) Берлинский кризис;

2) восстание в Венгрии;

3) «Пражская весна»;

4) создание Организации Варшавского Договора.

Выберите верный вариант ответа:

а) 234

б) 134

в) 124

г) 123

28. Ядерный ракетный кризис 1962 г. называется:

а) Карибским;

б) Египетским;

в) Берлинским;

г) Суэцким.

29. В какой стране были размещены советские ракеты, ставшие причиной ядерного ракетного кризиса 1962 г.?

а) в Африке;

б) на Кубе;

в) в Бразилии;

г) в Венгрии.

30. Итогом ядерного ракетного кризиса является:

а) компромисс между СССР и США и взаимные уступки в процессе размещения ракет;

б) начало войны между СССР и США;

в) полный разрыв отношений СССР и США;

г) создание Организации Варшавского Договора.

31. Какой термин, приведенный ниже, связан с эпохой Н.С. Хрущева?

а) «самиздат»;

б) «дело врачей»;

в) «ударник»;

г) «стиляга».

32. Стиль управления, который не считается с объективными законами, реальными условиями и возможностями, называется:

а) «субъективизм»;

б) «культ личности»;

в) «волюнтаризм»;

г) «гедонизм».

33. Какая аббревиатура, приведенная ниже, появилась в период 1953-1964 гг.:

а) КПСС;

б) СНК;

в) СЭВ;

г) ОВД.

34. Кому принадлежат эти слова: «Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием, тогда как И.В. Сталин велел бы их всех арестовать»?

а) Г.М. Маленкову;

б) Н.С. Хрущеву;

в) Л.П. Берия;

г) Н.А. Булганину.

35. Какое прозвище получил Н.С. Хрущев в народе:

а) «кремлевский мечтатель»;

б) «Никита-говорун»;

в) «Коба»;

г) «кукурузник».

36. Вынужденный уйти на пенсию, Н.С. Хрущев заявил своим соратникам: «Мне 70 лет, я стар и устал… Главное, я сделал…». Что Н.С. Хрущев считал главным делом своей жизни?

а) жилищная революция;

б) освоение целинных земель;

в) начало демократизации партийной жизни;

г) прорыв в космос.

37. Чем была вызвана отставка Н.С. Хрущева?

а) его плохим самочувствием;

б) низкой популярностью среди советской интеллигенции;

в) его намерением в корне изменить экономическую и политическую систему страны;

г) недовольством партийного аппарата проводимыми реформами.

38. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние. Какое суж­де­ние о пла­ка­те яв­ля­ет­ся вер­ны­м?

а) пла­кат по­явил­ся в годы вос­ста­но­ви­тель­ной пя­ти­лет­ки;

б) пе­ри­од, когда по­явил­ся дан­ный пла­кат, вошёл в ис­то­рию как «от­те­пель»;

в) при осво­е­нии це­ли­ны зер­но­вая куль­ту­ра, ко­то­рой по­свящён пла­кат, была преобладающей;

г) ре­зуль­та­том ку­ку­руз­ной кам­па­нии было ре­ше­ние про­бле­мы снаб­же­ния стра­ны

про­до­воль­стви­ем.

39. Какой из пла­ка­тов, пред­став­лен­ных ниже, от­но­сит­ся к эпохе Н.С. Хрущева?

а)

б)

в)

г)

40. Какой из пла­ка­тов, пред­став­лен­ных ниже, не от­но­сит­ся к эпохе Н.С. Хрущева?

а) б)

в) г)

Ключи к тесту:

1 – а

2 – б

3 – б

4 – г

5 – б

6 – а

7 – г

8 – б

9 – в

10 – в

11 – б

12 – а

13 – г

14 – а

15 – а

16 – а

17 – г

18 – а

19 – г

20 – в

21 – в

22 – а

23 – в

24 – а

25 – б

26 – г

27 – в

28 – а

29 – б

30 – а

31 – г

32 – в

33 – г

34 – б

35 – г

36 – в

37 – г

38 – б

39 – г

11 класс, история

Контрольная работа № 2

Вариант I

1. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Плакат появился в годы восстановительной пятилетки.

2) Руководителем страны в период появления плаката был Н. С. Хрущёв.

3) Период, когда появился данный плакат, вошёл в историю как «оттепель».

4) При освоении целины зерновая культура, которой посвящён плакат, была преобладающей.

5) Результатом кукурузной компании было решение проблемы снабжения страны продовольствием.

Н. С. Хрущев начал борьбу с "культом личности" и политику десталинизации в целях усиления своей личной власти

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

«Политика советского руководства 1953-1964 гг. в области культуры качественно изменилась по сравнению с периодом руководства И.В. Сталина».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

4. После окончания Второй мировой войны сложились условия для сохранения тесного союза СССР с западными странами (США и Великобританией) в интересах предотвращения новой войны и борьбы против возможности возрождения фашизма. В таком духе делались заявления лидерами сразу после окончания войны.

Но вскоре прозвучала речь У. Черчилля в Фултоне, и началась «холодная война» между бывшими союзниками. Приведите три объяснения такого поворота событий.

11 класс, история

Контрольная работа № 2

Вариант II

1. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К событию, которому посвящён данный плакат, был причастен конструктор С. П. Королёв.

2) Данный плакат относится к времени руководства страной И. В. Сталина.

3) Плакат подчёркивает, что событие, которому он посвящён, является триумфом советского строя.

4) Событие, которому посвящен данный плакат, относится к 1940-м гг.

5) На плакате изображён А. И. Покрышкин.

2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

"Доклад Н.С. Хрущёва с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом."

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внутренняя политика Н. С. Хрущёва имела либеральный характер».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

4. Несмотря на совместные действия СССР и США против нацистской Германии в ходе Второй мировой войны, послевоенная политика оказалась поставленной в зависимость от идеологических и других разногласий. Какие факты подтверждают наличие между двумя странами разногласий, существовавших во второй половине 1940-х гг. и получивших название «холодная война»? Приведите любые три факта

5. Прочтите отрывок из доклада политического деятеля на съезде партии.

«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, (...) Центральный комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (...)

Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».

В эти апрельские дни 85 лет назад было объявлено о начале реализации I пятилетнего плана развития народного хозяйства. XVI конференция ВКП(б), проходившая с 23 по 29 апреля, ввела в обиход советского человека новое слово — «пятилетка».

Массовая плакатная пропаганда была чертой своего времени и в Советском Союзе, и за рубежом. Высокое значение, придававшееся росту промышленного производства, требовало активной информационной кампании по продвижению соответствующих ценностей.

Характерная черта пропаганды того времени — апелляция к единогласному одобрению общего дела. На снимке плакат 1930 года, посвященный принятию I пятилетнего плана (1928−1933, фактически исполнен к концу 1932).

Советское правительство стимулировало промышленность исполнять производственные планы досрочно. Лозунг «Пятилетка в четыре года» стал одной из самых узнаваемых примет не только 1930-х годов, но и многих последующих советских периодов.

Иногда этот лозунг обретал сложное математическое наполнение. Вот плакат 1931 года, где первая пятилетка складывается из двух двухлеток плюс «энтузиазма рабочих».

Плакаты в стиле советского авангарда — еще одна черта межвоенного периода. На снимке плакат 1930 года.

Естественно, без посрамления иностранной буржуазии, впавшей в «общий кризис капитализма», не обходилось. Справедливости ради заметим, что на фоне тяжелейшего кризиса западной экономики 1929−1933 годов и начавшейся после него Великой депрессии темпы роста советской индустрии в 1930-е годы действительно впечатляли.

Каждая отрасль, каждый сектор экономики гордились своими успехами и заказывали про себя отдельную агитпродукцию. На снимке плакат 1933 года, посвященный успехам сахарной промышленности в I пятилетке.

Сравнивать прошлое и настоящее необходимо для улучшения будущего, при этом желательно не повторять ошибки предков. СССР — могучая некогда супердержава, внёсшая в своё время немалый вклад в развитие общества. Одной из краеугольных основ жизни советских граждан были пятилетки. По их итогам историки могут судить об индустриализации страны, сравнивать достижения прошлого и настоящего, узнать, как технологически далеко ушло наше поколение и к чему ещё стоит стремиться. Итак, тема данной статьи — пятилетки в СССР. Таблица, представленная ниже, поможет структурировать полученные знания в логическом порядке.

Первая пятилетка (1928-1932)

Итак, началась во имя строительства социализма. Страна после революции нуждалась в индустриализации, дабы не отстать от ведущих европейских держав. К тому же только с помощью форсированного наращивания промышленного потенциала было можно сплотить страну и вывести СССР на новый военный уровень, а также повысить уровень земледелия на всей огромной территории. По мнению правительства, нужен был строгий и безукоризненный план.

Таким образом, основной целью стало наращивание военной мощи максимально быстрыми темпами.

Основные задачи первой пятилетки

На XIV съезде ВКП(б), в конце 1925 года, Сталин высказал идею, что нужно превратить СССР из страны, ввозящей импортное оружие и технику, в страну, которая сама всё это может производить и поставлять иным государствам. Конечно же, нашлись люди, выразившие ярый протест, но мнением большинства он был подавлен. Сам Сталин заинтересовался тем, чтобы в первую же пятилетку вывести страну в лидеры, поставив на первом месте по производству металлургии. Так, процесс индустриализации должен был пройти в 4 этапа:

  1. Возрождение транспортной инфраструктуры.
  2. Расширение отраслей экономики, связанных с добычей материалов и сельским хозяйством.
  3. Перераспределение государственных предприятий по территории.
  4. Изменение работы энергетического комплекса.

Все четыре процесса проходили не поочерёдно, а затейливо переплелись. Так началась 1 пятилетка индустриализации страны.

Все задумки воплотить в жизнь не удалось, однако производство тяжёлой промышленности выросло почти в 3 раза, а машиностроения - в 20 раз. Естественно, столь успешное окончание проекта вызвало вполне закономерную радость правительства. Конечно, тяжело дались людям первые пятилетки в СССР. Таблица с итогами первой из них содержала бы в качестве лозунга или подзаголовка следующие слова: "Главное — начать!"

Именно в это время появляется множество призывных плакатов, отражающих главную цель и самобытность советского народа.

Главными стройками в то время были угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Магнитогорский металлургический комбинат. Благодаря этому удалось достигнуть финансовой независимости СССР. Самое видное сооружение — это ДнепроГЭС. Год 1932-й ознаменовался окончанием не только первой пятилетки, но и главнейшей для тяжёлой промышленности стройки.

Новая держава семимильными шагами укрепляет свой статус в Европе.

Пятилетка номер два (1933-1937)

Вторая пятилетка в высоких кругах носила название «пятилетка коллективизации» или «народного просвещения». Она была утверждена VII съездом ВКП(б). После тяжёлой промышленности страна нуждалась в развитии народного хозяйства. Именно эта сфера и стала главной целью второй пятилетки.

Основные направления второй пятилетки

Основные силы и финансы правительства в начале «пятилетки коллективизации» были направлены на строительство металлургических заводов. Появился Урало-Кузбасс, пустил первый ток ДнепроГЭС. Страна не отставала и в научных достижениях. Так, вторая пятилетка ознаменовалась первой высадкой на Северном полюсе экспедиции Папанина, появилась полярная станция СП-1. Активно строилось метро.

В это время большой упор делался на среди рабочих. Самый известный ударник пятилетки — Алексей Стаханов. В 1935 году он поставил новый рекорд, выполнив за одну смену норму 14 смен.

Третья пятилетка (1938-1942)

Начало третьей пятилетки ознаменовалась лозунгом: "Догнать и перегнать производство продукции на душу населения развитых Главные усилия правительства были направлены на повышение обороноспособности страны, так же как и в первой пятилетке, из-за чего страдало производство предметов народного пользования.

Направления третьей пятилетки

К началу 1941 года почти половина (43 %) капиталовложений страны шла на поднятие уровня тяжёлой промышленности. В преддверии войны в СССР, на Урале и в Сибири быстрыми темпами развивались топливные и энергетические базы. Необходимым для правительства было создание «второго Баку» — нового района нефтедобычи, который должен был появиться между Волгой и Уралом.

Особое внимание уделялось танковым, авиационным и другим заводам подобного рода. Значительно увеличился уровень производства боеприпасов и артиллерийских орудий. Однако вооружение СССР всё ещё отставало от западного, в частности от германского, но с выпуском новых видов оружия не очень-то спешили даже в первые месяцы войны.

Четвёртая пятилетка (1946-1950)

После войны все страны должны были возрождать своё производство и экономику, СССР это удалось почти полностью выполнить в конце 40-х годов, когда начался четвёртый срок. План пятилетки подразумевал не наращивание военной мощи, как раньше, а возрождение утраченного во всех сферах жизни общества в период войны.

Основные достижения четвёртой пятилетки

Всего через два года был достигнут тот же уровень промышленного производства, что и в довоенное время, даже несмотря на то, что планы второй и третьей пятилеток выдвигали суровые рабочие нормы. В 1950 году главные производственные фонды вернулись на уровень 1940 года. Когда заканчивалась 4 пятилетка, промышленность выросла на 41 %, а строительство зданий - на 141 %.

В строй снова вступила новая ДнепроГЭС, восстановили работу все шахты Донбасса. На этой ноте закончилась 4 пятилетка.

Пятая пятилетка (1951-1955)

Во время пятой пятилетки большое распространение получает атомное оружие, появляется в Обнинске, а в начале 1953 года пост главы государства вместо И. В. Сталина занимает Н. С. Хрущёв.

Основные достижения пятой пятилетки

Поскольку капиталовложения в промышленность возросли в два раза, выросли и объёмы выпускаемой продукции (на 71 %), в сельском хозяйстве - на 25 %. Вскоре были построены новые металлургические заводы - Кавказский и Череповецкий. На первую полосу полностью или частично выступили Цимлянская и Горьковская ГЭС. А в конце пятой пятилетки наука услышала об атомных и водородных бомбах.

Наконец, построен был первый и Омский нефтеперерабатывающий комбинат, значительно выросли темпы добычи угля. И 12.5 млн га новых земель вступили в оборот.

Шестая пятилетка (1956-1960)

Более 2 500 крупнейших предприятий вступило в строй, когда началась шестая пятилетка. В конце её, в 1959 году, начался параллельный семилетний план. Национальный доход страны повысился на 50 %. Капиталовложения в это время удвоились вновь, что повлекло широкое развитие лёгкой промышленности.

Главные достижения шестой пятилетки

Валовая продукция промышленности и сельского хозяйства выросла более чем на 60 %. Были достроены Горьковская, Волжская, Куйбышевская и К концу пятилетнего плана отстроен крупнейший в мире камвольный комбинат в Иваново. В Казахстане началось активное освоение целины. У СССР наконец-то появился ракетно-ядерный щит.

Первый в мире спутник запустили 4 октября 1957 года. Неимоверными усилиями развивалась тяжёлая промышленность. Однако больше было неудач, поэтому правительство организовало семилетний план, включающий в себя седьмую пятилетку и последние два года шестой.

Седьмая пятилетка (1961-1965)

Как известно, в апреле 1961 года первый человек в мире полетел в космос. Этим событием ознаменовалось начало седьмой пятилетки. Национальный доход страны продолжает активно расти и за следующие пять лет увеличивается почти на 60 %. Уровень валовой промышленной продукции вырос на 83 %, сельского хозяйства - на 15 %.

К середине 1965 года СССР занял передовую позицию по добыче угля и железной руды, а также по производству цемента, и это неудивительно. Страна всё ещё активно развивала тяжёлую промышленность и строительную индустрию, города росли на глазах, а для крепких зданий нужен цемент.

Восьмая пятилетка (1966-1970)

План пятилетки подразумевал не производство материалов, а строительство новых зданий и заводов. Города продолжают расширяться. На пост главы государства вступает Л. И. Брежнев. За эти пять лет появляется множество станций метро, Западно-Сибирский и Карагандинский металлургический комбинаты, первый автомобильный завод ВАЗ (выпуск: 600 тыс. авто в год), Красноярская ГЭС — крупнейшая в мире станция на то время.

Активное жилищное строительство решало проблему обездоливания (эхо войны всё ещё отзывалось в больших городах). В конце 1969 года более 5 млн жителей получили новые квартиры. После полёта Ю. А. Гагарина в космос астрономия сделала большой скачок вперёд, был создан первый луноход, привезён грунт с Луны, машины достигли поверхности Венеры.

Девятая пятилетка (1971-1975)

Во время девятой пятилетки построено свыше тысячи промышленных предприятий, валовой объём продукции промышленного характера вырос на 45 %, а сельского - на 15 %. Активно развивается автомобилестроение, ремонтируются авто и железные дороги. Капиталовложения перевалили за 300 млрд рублей в год.

Освоение нефте- и газоносных скважин в Западной Сибири привело к постройке множества предприятий, прокладыванию нефтепроводов. Поскольку с появлением большого количества заводов вырос и уровень занятого населения, был учреждён знак «Ударник девятой пятилетки» (за отличие в труде и на производстве).

Десятая пятилетка (1976-1980)

Активное повышение национального дохода и объёма промышленной продукции начинает идти на спад. Теперь страна не нуждается в огромном росте предприятий, но стабильное развитие всех сфер промышленности необходимо всегда.

Добыча нефти вышла на первый план, поэтому за пять лет было построено множество нефтепроводов, протянувшихся по всей Западной Сибири, где свою работу развернули сотни станций. Значительно повысилось количество рабочей техники: тракторов, комбайнов, грузовых машин.

Одиннадцатая пятилетка (1981-1985)

Для СССР началось крайне неспокойное время. Все в правительстве чувствовали приход кризиса, причин для которого было много: внутренние, внешние, политические и экономические. В своё время можно было изменить структуру власти, не отказываясь от социализма, но ничего этого произведено не было. Из-за кризиса люди, занимающие главенствующие посты государства, сменялись очень быстро. Так, Л. И. Брежнев оставался секретарем ЦК КПСС до 10.11.1982, Ю. В. Андропов занимал эту должность до 13.02.1984, К. У.Черненко - до 10.03.1985.

Продолжает развиваться транспортировка газов из Западной Сибири в Западную Европу. Построен нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" длиной 4 500 км, пересекающий Уральский хребет и сотни рек.

Двенадцатая пятилетка (1986-1990)

Последняя пятилетка для СССР. За её время планировалось реализовать долгосрочную экономическую стратегию, но планам не суждено было сбыться. В это время многие получили знак ударника двенадцатой пятилетки: колхозники, рабочие, специалисты предприятий, инженеры... Планировалось (и частично было исполнено) наладить производство лёгкой промышленности.

Пятилетки СССР: обобщающая таблица

Итак, мы вкратце перечислили все пятилетки в СССР. Таблица, представленная вашему вниманию, поможет систематизировать и обобщить вышеизложенный материал. В ней собраны самые важные аспекты по каждому плану.

Задачи плана

Главные постройки пятилеток

Итоги

Любой ценой увеличить военную мощь и повысить уровень производства тяжёлой промышленности.

Магнитогорский металлургический комбинат, ДнепроГЭС, угольные шахты в Донбассе и Кузбассе.

В 3 раза выросло производство тяжёлой промышленности и в 20 раз - машиностроения, ликвидирована безработица.

И. В. Сталин: «Мы должны догнать передовые страны за 5-10 лет, иначе нас сомнут».

Стране требовалось повышение уровня всех типов промышленности, как тяжёлой, так и лёгкой.

Урало-Кузбасс — вторая угольно-металлургическая база страны, судоходный канал "Москва - Волга".

Значительно вырос национальный доход и промышленное производство (в 2 раза), сельское - в 1.5 раза.

Из-за агрессивной политики фашисткой Германии основные силы были брошены на обороноспособность страны и производство машин, а также тяжёлой промышленности.

Упор на образовательные учреждения в начале пятилетки, после усилия переносятся на Урал: самолёты, машины, орудия и миномёты производятся там.

Страна понесла большие убытки из-за войны, но значительно продвинулась вперёд обороноспособность и производство тяжёлой промышленности.

Четвёртая

Восстановление страны после Великой Отечественной войны. Необходимо достигнуть того же уровня производства, что и в довоенный период.

Вновь в строй вступают ДнепроГЭС, электростанции Донбасса, Северного Кавказа.

К 1948 году был достигнут довоенный уровень, США лишено монополии на атомное оружие, значительно снижены цены на товары первого спроса.

Повышение национального дохода и объёма промышленной продукции.

Волго-Донской судоходный канал (1952 год).

Обнинская АЭС (1954 год).

Построено множество водохранилищ и ГЭС, в два раза вырос уровень промышленного производства. Наука узнаёт об атомных и водородных бомбах.

Повышение капиталовложений не только в тяжёлую, но и в лёгкую промышленность, а также в сельское хозяйство.

Горьковская, Куйбышевская, Иркутская и

Камвольный комбинат (Иваново).

Капиталовложения увеличены почти в два раза, активно осваиваются земли Западной Сибири и Кавказа.

Повышение национального дохода и развитие науки.

Повышение основных производственных фондов на 94 %, национальный доход вырос на 62 %, валовая продукция промышленности на 65 %.

Повышение всех показателей: валовой продукции промышленности, сельского хозяйства, национального дохода.

Строятся Красноярская, Братская, Саратовская ГЭС, Западно-Сибириский металлургический комбинат, Волжский автозавод (ВАЗ).

Создан первый луноход.

Вперёд продвинулась астрономия (привезён грунт с Луны, достигнута поверхность Венеры), нац. доход вырос на 44 %, объём промышленности - на 54 %.

Развивать отечественное хозяйство и машиностроение.

Стройка нефтеперерабатывающих заводов в Западной Сибири, начало строительства нефтепровода.

Значительно развивается химическая промышленность после освоения залежей Западной Сибири. Проложено 33 тыс. км газопроводов, 22.5 тыс. км нефтепроводов.

Открытие новых предприятий, освоение Западной Сибири и Дальнего Востока.

Камский завод, Усть-Илимская ГЭС.

Увеличилось количество газо- и нефтепроводов.

Появились новые промышленные предприятия.

Одиннадцатая

Повысить эффективность использования производственных фондов.

Нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" длиной 4 500 км.

Длина газо- и нефтепроводов достигла 110 и 56 тыс. км соответственно.

Повысился национальный доход, увеличены социальные выплаты.

Расширено техническое оснащение заводов.

Двенадцатая

Реализация реформаторской экономической стратегии.

Преимущественно строятся жилые здания.

Частично налажено производство лёгкой промышленности. Повышение электроснабжения предприятий.

Как бы трудны ни были эти планы, итоги пятилеток показывают настойчивость и мужество народа. Да, выполнено было не всё. Шестую пятилетку пришлось "продлевать" за счёт семилетнего плана.

Пусть и были тяжелы пятилетки в СССР (таблица - прямое тому подтверждение), но советский народ стойко справлялся со всеми нормами и даже перевыполнял планы. Главным лозунгом всех пятилеток было: «Пятилетку в четыре года!»

© 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм