Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Колючая проволока и проволочные заграждения. Изобретения первой мировой войны Стойкая к коррозии сталь

Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами уничтожения врага. Так, в одном месте шла лихая кавалерийская атака с пиками, в другом рукопашный бой, а совсем рядом на окопы надвигалось желтое облако ядовитого газа или бронированное чудовище, вооруженное пушками и пулеметами… Но чаще все переплеталось воедино, находя воплощение в странных гибридах старого и нового. Таких как противопульные доспехи-трансформеры или катапульты для метания ручных гранат. Впрочем, многие из таких изобретений стали порождением людей, на себе познавших все «прелести» войны нового типа.

А вот у тех, кто находился вдали от линии фронта, в головах царила неразбериха. И очень многие из них продолжали считать, что война - это марширующие под барабан и флейту стройные колонны статных гренадеров, время от времени выдающих слаженный залп в сторону противника… Испытывая неимоверный патриотический подъем и радея за победу в глубоком тылу, эти люди своими идеями, по их мнению весьма новаторскими, пытались помочь фронту.

Как водится, в первых рядах оказались активные дилетанты и изобретатели-самоучки. Сотни рационализаторских предложений завалили Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Императорской армии. Присылали свои проекты представители всех сословий и социальных слоев общества: от крестьян до профессиональных инженеров. Много было сделано действительно дельных, интересных предложений, но встречались и такие, что можно было только позавидовать выдержке и терпению офицеров ГВТУ. Ведь помимо изучения изобретения они были обязаны по почте отправить автору свое заключение, сделанное в вежливой и корректной форме.

«Пулеход» Шовкопляса

Машина эта представляла собой огромную пулю на колесиках или, как вариант, на роликах, вмещавшую в себя множество солдат. Пулемет диковинной многоствольной конструкции торчал из задней стенки чудо-машины и поливал противника градом пуль. Почему из задней? Видимо потому, что, по мнению автора проекта, крестьянина Енисейской губернии Романа Ивановича Шовкопляса, остановить его «пулеход» было невозможно. Легко преодолев укрепления противника, сия машина оставит вражеских солдат далеко позади себя, и вот тут-то пулемет и начнет свое дело. Вопросами устройства ходовой базы и характеристиками двигателя для «пулехода», равно как и системы адского многоствольного суперпулемета, Роман Иванович себя не утруждал.

Тем не менее даже такие изобретения рассматривались, а автору по почте приходило официальное заключение компетентной комиссии. Только в последние годы войны ГВТУ переложило расходы на почтовую переписку на авторов забракованных проектов.

Бочка-митральеза «Вулкан» Сухманова

Под гламурным названием скрывалась обыкновенная бочка легкого бронирования, которая перемещалась посредством солдат, бегущих внутри бочки по принципу «белка в колесе». По бокам бочки подразумевались бойницы, из которых несчастные на бегу могли бы вести смертоносный огонь. Бочка должна была давить невменяемых, и, видимо, предварительно обездвиженных солдат противника. Даже страшно представить судьбу экипажа митральезы «Вулкан» в случае, если бы она покатилась под уклон… Впрочем, сдвинуть тяжелую бочку с места вряд ли смог бы и самый многочисленный и сплоченный коллектив.

Судя по специфике предложенных проектов, тыловые изобретатели продолжали видеть неприятельские полчища в виде построенных ровными рядами неподвижных оловянных солдатиков.

Каток Скрозникова

Крестьянин архангельской губернии Павел Скрозников предложил атаковать противника автомобилями, оборудованными тяжелыми катками, и уничтожать его, фактически закатывая в грунт. Видимо, изобретатель был уверен, что немецкие солдаты не в состоянии отойти в сторону от его боевого «асфальтоукладчика». Павел Скрозников стал одним из первых авторов, с кого эксперты ГВТУ потребовали компенсацию за почтовые расходы.

Существовал проект бронеавтомобиля, который словно зерноуборочный комбайн особыми крутящимися серпами косил вокруг себя неприятельскую пехоту, а выдвижной циркулярной пилой срезал проволочные заграждения. Был также предложен к рассмотрению проект броневика, который посредством специальных форсунок, расположенных по периметру кузова, извергал вокруг себя пламя. Необходимо это было для того, чтобы отпугнуть от машины подползающих со всех сторон солдат противника…

«Нетопырь» Лебеденко

Особняком в этом ряду стоит знаменитый танк Лебеденко, он же «Нетопырь», он же Царь-танк. Колесная боевая машина представляла собой подобие старинного орудийного лафета с двумя огромными колесами диаметром 9 метров и расположенным между ними бронированным корпусом шириной 12 метров. Двигалось это чудовище посредством двух автономных двигателей «Майбах», снятых с подбитого немецкого дирижабля. Экипаж машины состоял из 15 человек, обслуживающих две пушки и несколько пулеметов. Проектная скорость монстра должна была составлять около 17 километров в час.

Автор проекта сумел пробиться на прием к самому государю-императору. С собой в Зимний дворец он принес деревянную модель своей машины. Заводная модель носилась по паркету дворца, лихо перескакивая препятствия, собранные из томов книг из библиотеки государя. Царь заворожено наблюдал за проделками Царь-танка. В результате проект Лебеденко обрел государственное финансирование.

Довольно быстро на секретном полигоне под Москвой в районе современной станции Орудьево Савеловского направления в конце лета 1915 года был создан опытный экземпляр уникальной боевой машины. Проехав несколько метров аппарат застрял в болоте, откуда его не смогли вытянуть даже самые совершенные для того времени тягачи. Там он и простоял, обрастая березками, до середины двадцатых годов, пока не был разобран на металлолом. До сих пор ходят слухи, что среди лесов можно проследить продавленную в грунте широченную колею…

Если бы машина Лебеденко наглухо не засела в Дмитровских болотах, то можно было только позавидовать немецким артиллеристам, получившим бы удовольствие оттачивать меткость стрельбы по столь уязвимой и неординарной мишени. Тем не менее это была самая крупная в мире бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных.

Эпициклоид «Обой»

Однако торжеством сумрачного гения можно считать воистину демоническое изобретение: машину-разрушитель крепостей, эпициклоид «Обой» львовского инженера Семчишина. Его изобретение, порожденное небывалым дилетантизмом и непоколебимой верой в размер и неистощимость российского военного бюджета, поражает воображение даже через сто лет.

«Обой» представлял собой огромный эллипсоид размерами 605 метров в высоту (Останкинская телебашня в Москве имеет высоту всего 540 метров) и 900 метров в длину. Двигаясь с крейсерской скоростью около 300 километров в час, он должен был стирать с лица земли вражеские крепости, перескакивать реки и горы, прокладывая при этом удобную колею для продвижения войск. Стартанув на границе Российской империи, эпициклоид уже через несколько часов должен был утрамбовать Берлин.

Корпус огромной яйцевидной конструкции выполнялся из закаленной стали толщиной всего 100 миллиметров. Машина приводилась в движение при помощи паровых двигателей, размещавшихся внутри аппарата и поднимавших маховик-эксцентрик, благодаря которому машина перекатывалась по земле. Экипаж, состоявший из нескольких сотен человек, попадал внутрь через люки, расположенные на оси вращения, поднимаясь на высоту 300 метров по веревочным лестницам (!). Видимо там же, на оси вращения, должно было располагаться вооружение супергиганта.

Естественно, что проект эпициклоида Семчишина не был принят ГВТУ. Хотя бы по той простой причине, что подобный монстр просто бы смялся под собственной тяжестью еще в процессе сборки.

Электрошокер, голубь-бомба и клеевая пушка

Но не только масштабами удивляли изобретатели офицеров ГВТУ. Так, на рассмотрение комиссии был представлен проект клеевой пушки, которая, по замыслу автора, должна была заливать вражеских солдат клеем до полного их обездвиживания посредством слипания членов и прилипания к ним оружия и прочих предметов.

Интересны и электрошокер массового поражения, представлявший из себя водомет, поливающий окопы противника водой и выстреливающий потом туда электроды под высоким напряжением, и голубь-бомба с зафиксированным хвостовым оперением, чтобы лететь только по прямой…

Были и действительно перспективные предложения. Например, снаряд, распыляющий облако муки с последующим его подрывом, - прототип вакуумной бомбы, или заводной беспилотник для доставки бомб в недоступные для артиллерии участки укреплений.

Но поступали и предложения, реализация которых привела бы если и не к концу света, то как минимум к локальной катастрофе. Питерский инженер Авдеев предлагал создать и пустить по ветру на врага облако из хлора диаметром верст в 40-50…

Так или иначе, но война нового типа породила и новые идеи, и остается только радоваться, что большинство из них так и остались прожектами.

Вторая мировая война подарила человечеству ряд изобретений, в том числе и не связанных с военной промышленностью. Научно-технический прогресс в XX веке был обусловлен усилиями физиков, врачей и инженеров, работавших на благо фронта. «Футурист» представляет восемь изобретений войны, которыми мы пользуемся до сих пор.

Космическая программа

Немецкое «оружие возмездия» (Vergeltungswaffe), по некоторым оценкам, унесло жизни более 2,5 тыс человек. При его производстве погибло в 8 раз больше. Тем не менее, эта зловещая амбициозная программа по созданию баллистических ракет, управляемых авиационных бомб и ракетопланов для бомбардировки английских городов подарила человечеству орбитальные полеты, высадку на Луне и космические телескопы. С запусков трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начались советские и американские ракетные программы.

«Фау-2», в спешке спроектированная Вернером фон Брауном, была довольно сырой баллистической ракетой. 20 % собранных экземпляров отбраковывалось, половина запущенных ракет взрывалась, а отклонение от цели составляло около 10 км. По сути, она предназначалась не для уничтожения, а для запугивания мирных жителей. Однако основным преимуществом этой одноступенчатой ракеты было жидкое топливо и инерциальная навигация. Топливо в камеру сгорания подавалось с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза. Горючее на основе воды и этанола смешивалось с жидким кислородом и создавало необходимую тягу. Эта смесь продолжала использоваться и после войны: американская ракета Redstone PGM-11 использовала ту же самую конфигурацию топлива и оставалась в эксплуатации до 1964 года. Первый в Австралии спутник WRESAT отправился в космос в 1967 году на одной из таких ракет. Большую часть полета ракеты была неуправляема, однако ее траекторию корректировала система из двух гироскопов.

«Фау-2» стала образцом для советских баллистических ракет серии «Р». На базе легендарной «семерки» («Р-7») была создана ракета-носитель «Восток», отправившая в космос Юрия Гагарина. Американская программа Hermes, изначально предназначенная для создания собственных баллистических ракет, позже переориентировалась на модернизацию «Фау-2». Вернер фон Браун, попавший в плен к американским солдатам, считается «отцом» космической программы США. Под его руководством был запущен первый американский спутник «Эксплорер». А в 1961 году фон Браун возглавил лунную программу.

Первый программируемый компьютер

Британская служба радиоперехвата сталкивалась со сложнейшими немецкими шифрами. Код «Энигма», который употребляли в полевых условиях, за время войны был хорошо изучен. Однако шифр, который создавался шифровальной машиной Лоренц, оставался для криптологов загадкой. Расшифровать код Лоренца было стратегически важной задачей, так как с его помощью кодировало сообщения высшее немецкое командование. Британские криптологи называли немецкие зашифрованные сообщения «рыбой», но эти послания получили индивидуальную кличку - «Тунец».

Благодаря ошибке немецкого шифровальщика, который отправил два незначительно отличавшихся друг от друга сообщения, удалось выяснить, что машина Лоренц - это типичное шифровальное устройство, состоящее из вращающихся колес. Но колес в нем вдвое больше, чем в «Энигме» - их было 10. Ключ шифрования определялся исходным положением колес. Пять колес прокручивалось регулярно, а пять - нерегулярно. Два дополнительных, моторных колеса, контролировали нерегулярное вращение.

Чтобы зашифровать данные, машина Лоренц использовала команду XOR. Она генерировала пять пар псевдослучайных битов (1 или 0) и выводила 1, если только один из символов был равен 1, в противном случае результат равен 0. Так что 1 XOR 0 = 1, но 1 XOR 1 = 0. Каждый символ в машине Лоренц компилировался с псевдослучайными битами, например: 10010 XOR 11001 = 01011. Самое важное в этом алгоритме то, что машина фактически дважды шифровала данные.

Для расшифровки кода Лоренца британский инженер Томми Флауэрс и его команда создали электронную программируемую вычислительную машину Colossus («Колосс»). Компьютер состоял из 1500 электронных ламп, что делало его самой большой ЭВМ того времени. Модернизация Colossus Mark II из 2500 ламп считается первым программируемым компьютером в истории ЭВМ.

До создания Colossus на расшифровку сообщений уходило несколько недель, теперь же результат становился известен уже через несколько часов. Машина полностью функционировала к моменту высадки в Нормандии в 1944 году. Благодаря «Колоссу», в частности, стало ясно, что союзники успешно дезинформировали немецкие войска. После войны Черчилль отдал приказ уничтожить все компьютеры, однако в 1994 году инженерам удалось восстановить рабочий вариант Colossus Mark II по фотографиям. Благодаря этой работе стало известно, что полувековая ЭВМ работает примерно с той же скоростью, что и ноутбук с процессором Pentium 2.

Турбореактивные самолеты

Хотя сэр Фрэнк Уиттл получил патент на турбореактивный двигатель еще в 1930 году, разработка не особенно интересовала британское правительство, и работа продвигалась медленно. Третий рейх по-настоящему продвинул эту технологию, и Messerschmitt Me.262 стал первым истребителем с турбореактивным двигателем. Немецкий Arado Ar 234 был первым реактивным бомбардировщиком и последним нацистским самолетом, пролетевшим над Англией в апреле 1945 года. К концу войны был выпущен однодвигательный реактивный истребитель Heinkel He 162 («Воробей»), который спроектировали в кратчайшие сроки - за 90 дней.

Ядерное оружие

Потенциальные возможности ядерной энергии были известны давно. Но именно во время Второй мировой войны появилась возможность испытать их на практике. Первая атомная бомба была создана в США. В 1941 году Энрико Ферми завершил теорию цепной ядерной реакции, а через два года под руководством физика Роберта Оппенгеймера и генерала Лесли Гровса стартовал Манхэттенский проект. Две бомбы, созданные в ходе проекта, были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года. По оценкам, непосредственно в ходе бомбардировки было убито от 150 тыс. до 244 тыс. человек. Проблема распространения смертоносного ядерного оружия породила множество дискуссий. Однако без этого открытия не было бы ядерной энергетики.

Радионавигация

Первая технология радиолокации (Radio Detection and Ranging) была разработана в 1930-х годах Робертом Ватсоном Уоттом и Арнольдом Уилкинсом. Она позволяла предотвратить угрозу воздушной бомбардировки. Историки говорят, что исход Битвы за Британию, возможно, был предопределен благодаря опоре британцев на радарные системы обороны и решению Германии сосредоточиться на бомбардировке городов. В результате Британия смогла разглядеть немецкие бомбардировщики, пока они находились на расстоянии до 100 миль и сконцентрировать силы.

Пенициллин


Говард Флори (слева) наблюдает раненого солдата, проходящего курс лечения пенициллином в Американском военном госпитале в Нью-Йорке в 1944 году

Пенициллин был выделен еще в 1928 году Александром Флемингом благодаря беспорядку в его лаборатории. Ученый обнаружил, что в одной из чашек Петри с бактериями выросла колония плесневых грибов. Колонии бактерий вокруг плесневых грибов стали прозрачными из-за разрушения клеток. Флемингу удалось выделить вещество, которое разрушило клетки. Исследование о бактерицидных свойствах пенициллина было опубликовано в 1929 году, однако попытки получить антибиотик в чистом виде и улучшить его качество были безуспешными. Лишь через 10 лет австралийский ученый Говард Флори возглавил исследования по медицинскому пенициллину. Вместе с небольшой группой ученых, в которую входил Эрнст Борис Чейн, они разработали к 1941 году сложный препарат, который успешно прошел испытания. За это исследователей наградили Нобелевской премией, вместе с ними был награжден и Александр Флеминг.

Акваланг

Первый акваланг был изобретен еще в 1866 году, он применялся в шахтах, где воздух был загрязнен. В 1878 году появилось устройство для длительного нахождения под водой с замкнутой схемой дыхания. Из выдыхаемого водолазом воздуха удаляется углекислый газ и по потребности добавляется чистый кислород из контейнера. В те времена не было известно, что чистый кислород под давлением становится токсичным. Несмотря на опасность, во Вторую мировую войну акваланги с замкнутой системой дыхания являлись штатным спасательным оборудованием для подводного флота. Однако морской офицер Жак-Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян, работавшие в оккупированной немцами Франции, в 1943 году смогли создать аппарат с открытой схемой дыхания, где выдох производится непосредственно в воду. Этот тип акваланга был гораздо безопаснее.

Слинки

Одна из самых популярных и прочных игрушек в мире была изобретена случайно во время Второй мировой войны американским военно-морским инженером Ричардом Джеймсом в 1943 году. Он пытался выяснить, как пружины могут использоваться для хранения важного и дорогого оборудования в море. Инженер случайно уронил одну из пружин и отметил ее интересный ход. После войны игрушка стала чрезвычайно популярной: к концу XX века было продано 250 миллионов экземпляров.

Просматривая историю Первой мировой войны, кратко можно отметить, что одной из ее характерных особенностей стало появление множества различных изобретений. Это привело к тому, что одним из неофициальных названий того конфликта стало «война изобретателей». Многие из них используются и по сей день.

Сонар (ультразвуковой гидролокатор)

Превращение подводных лодок в мощное боевое оружие потребовало разработки защитных мер от них. Первым прибором, способным предупредить надводные суда и подводной угрозе (речь шла не только о подводных лодках, но и о рифах и других препятствиях) стал электромеханический осциллятор, изобретенный канадцем Р. Фессенденом.
Его инициативу подхватил француз П. Ланжевен, разработавший электронную версию прибора.
Оба этих устройства с успехом применялись в Первой мировой войне.
Так были заложены основы создания современного ультразвукового гидролокатора.

Улучшенные настройки

Само радио появилось еще до войны, но во время первой мировой французскому и британскому изобретателям (независимо друг от друга) удалось сконструировать устройство, позволившее улучшить его настройки и улучшить прием отдаленных сигналов. Это устройство, честь изобретения которого принадлежит Л. Леви и Э. Армстронгу получило название супергетеродинного приемника.

Воздушные радиотелефоны

Еще одним изобретением Первой мировой войны, продиктованным необходимостью и ставшим, кратко говоря, своеобразным прорывом, явилось установление беспроводной связи «воздух - земля». Она успешно прошла испытание в 1916 году в битве при Вердене, где ее использовала французская армия.
Германские летчики в том же году также активно стали применять новые приемники.
Строго говоря, связь между пилотом аэроплана и землей существовала и до этого, но она была настолько несовершенной, что зачастую только добавляла проблем. Новая же система дала возможность четко координировать всей действия на земле и в воздухе.

Первые истребители

В качестве полноценной боевой техники самолеты стали использовать именно в годы I мировой. До этого они служили лишь в разведывательных целях. И одно из первых изобретений тех лет касалось именно вооружения аэропланов. Установить пулемет на самолет оказалось не так-то просто.
Сначала его пытались подвешивать снизу или устанавливать на кабину пилота, но это создавало определенные трудности с прицеливанием. Оптимальным вариантом была установка оружия прямо перед кабиной, однако в таком случае при выстреле мог быть поврежден винт. И тогда голландский авиаконструктор Э. Фоккер изобрел систему синхронизации между винтом и пулеметом. Это изобретение быстро было взято на вооружение сначала германской армией, а затем и всеми участниками Антанты.

Бронированные «лохани»

Кроме того, в годы Первой мировой войны были изобретены глубинные бомбы, и трассирующие пули, дававшие возможность прицельно стрелять в темноте.
Но одним из наиболее известных новшеств стал, конечно же, танк. Первыми здесь оказались британские инженеры-изобретатели. Именно им принадлежала честь создания первого танка, вышедшего на поле в сражении при Сомме в 1916 году. Первые танки были малоподвижными и не обладали достаточно толстой броней, чтобы сдержать огонь противника, но все же для своего времени они стали новым словом в технике и ведении боевых действий.
Само название «танк» происходит от английского слова «цистерна», «бак», так как первые машины были очень похожи на эти предметы. В русской же армии больше прижилось слово «лохань».
Однако несмотря на не совсем лестное название, бронированные «лохани» быстро получили признание и их производство началось во многих крупных воюющих странах.

Для России Первая мировая война фактически началась 4 августа 1914 года с Восточно-Прусской операции, в которой русская армия одержала первые военные победы, но уже в середине августа русская армия генерала Самсонова была полностью разбита в битве при Танненберге.

Первая мировая война послужила серьезным толчком для развития военных технологий.В годы войны появилось множество военно-технических изобретений для массовых убийств людей, а также средств защиты от массового поражения….


В годы Первой Мировой войны на полях сражений впервые появилась авиация, первые самолёты использовались для разведки и бомбометания, подводные лодки, торпедные катера, первые танки, огнеметы, пулемёты, миномёты, зенитные и противотанковые орудия. В Первую Мировую войну впервые применялись отравляющие химические вещества, ядовитые газы — хлор, фосген, иприт, и были изобретены противогазы для защиты от ядовитых веществ.

The historic drawing on a postcard from 1917 shows a propaganda portrayal of a «Gas Alarm» in the German bunker on a World War One battlefield. Chemical weapons were used during WWI. The First World War was carried out in Europe, the Middle East, Africa, East Asia and on the world’s oceans from 1914-1918. Photo: Sammlung Sauer — NO WIRE SERVICE

Химическое оружие использовали в войне все страны. В 1914 году французы первыми стали применять гранаты со слезоточивым газом, немцы применили слезоточивый газ против русских войск в Битве при Болимове.

В ночь с 12 на 13 июля 1917 года в боях под бельгийским городом Ипр Германия применила жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, который назвали иприт. Англо-французские войска были обстреляны немецкими минами, содержавшими маслянистую ядовитую жидкость, известную как «горчичный газ» или «горчичное вещество». Поражения кожно-нарывного характера различной степени тяжести получили 2490 человек, из них 87 скончались.

Русские применили впервые химическое оружие против немцев во время наступления 22-30 марта 1916 года Северного и Западного фронтов в районе Двинска и озера Нарочь - озеро Вишневское, где русская армия понесла большие потери — около 80 тысяч убитых, раненных и искалеченных солдат и офицеров. Благодаря мартовскому наступлению русской армии прекратились германские атаки на Французском фронте у Вердена с 22 по 30 марта, и Германия перебросила дополнительные войска на русский фронт.

Писатель Александр Мориц Фрай, служивший в Первую Мировую войну в одном полку с ефрейтором Адольфом Шикльгрубером (Гитлером) рассказывал, что будущий фюрер носил довольно пышные усы, как германский император Вильгельм II. Однако, по приказу командира Адольфу пришлось сбрить усы, так как они мешали правильно надевать противогаз.

Первые танки

Русское правительство заказало у Англии партию цистерн (tank) для питьевой воды, под видом цистерн, по железной дороге поезда перевозили на фронт первые танки, которые русские солдаты называли «лоханями ».

Конструкторы первых танков тяготели к гигантомании. Военные самоходные машины времен Первой мировой были значительно больше танков времен Второй мировой войны. Русский инженер Лебеденко сконструировал царь-танк — боевую бронированную машину с колесами диаметром 9 метров, вооруженную пулеметами и пушками, но из-за явных дефектов в конструкции танк вяз в грунте и не был в сражениях, а так и простоял на месте испытаний, а в 1923 году его разобрали на металлолом.

Первая военная авиация.

Первая мировая война сделала авиацию полноценным родом войск. Появились первые самолеты разведчики, истребители и бомбардировщики. Настоящей легендой «германской» войны стал «Илья Муромец» - российский тяжелый самолет, который немцы не могли сбить полтора года.

Ходили легенды о супер-броне, покрывающей «Илью Муромца», но причина «стойкости и неуязвимости» самолета была скрыта в удачной конструкции, а не чудо-броне. В конце 1916 группа немецких истребителей атаковала одинокого «Илью Муромца» более часа, но сбить его немцы так и не смогли.

В конце-концов русский самолет совершил вынужденную посадку, так как вышли из строя 3 из 4 двигателей, самолёт получил более 300 пробоин, кончились боеприпасы в пулеметных лентах и патроны в штатных маузерах.

Авиаторы Первой мировой войны проводили бомбометания в ручную, выбрасывая бомбы из открытой кабины пилота, что было не безопасно для самого пилота.

В Первой Мировой войне авиаторы разрабатывали новые конструкции цеппелинов, дирижаблей, легкомоторных самолетов, первые тренажеры для обучения пилотов и снайперов.

Военными инженерами и конструкторами были разработаны новые технические средства помощи авиации на воде. Лёгкий самолёт мог сесть на борт военного судна для дозаправки, пополнения боеприпасов, и успешно взлететь, для продолжения боя.

Для обнаружения самолётов в небе ночью или при сильной облачности применялись сильные прожектора,

а также и специальные «слуховые устройства», обнаруживающие работу авиамоторов.

Военный субмарины. Русская «Пантера»

В «германской» войне первые малоэффективные шаги сделал военный подводный флот. К началу Первой мировой Россия имела 22 подводные лодки. За всё время войны Ни одна субмарина не потопила даже рыбацкого челна, но во время эксплуатации субмарин погибли десятки команд моряков подводников. Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 г., стала единственной в мире подводной лодкой, участвовавшей в трех войнах: Первой мировой войне (или «империалистической»), в Гражданской и Великой Отечественной войне.

В июле 2015 года Шведские дайверы обнаружили у восточного побережья Швеции на дне Балтийского моря затонувшую русскую подводную лодку с кириллическими надписями на борту. Длина русской субмарины 20 метров, а ширина — не более 3,5 метров. Шведский эксперт убежден, что обнаруженная субмарина — это подводная лодка «Сомъ» , затонувшая 10 мая 1916 года в Балтийском море при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Семь подводных лодок этой серии по образцу американской субмарины «Fulton» были построены на Невском судостроительном заводе в 1904-1906 годах и использовались для разведки и патрулирования Балтийского моря во время Первой мировой войны.

Железнодорожный транспорт.

в начале XX столетия железнодорожное строительство в Российской империи велось довольно активно, с 1900 по 1904 год было построено 8222 версты железных дорог, с 1905 по 1909 год - около 6000 вёрст железнодорожного полотна.

В предвоенный период к железнодорожному транспорту в России относились, как к чисто коммерческому предприятию - от него требовалось обеспечение максимального дохода при всемерном сокращении расходов, и в 1910–1913 годах было построено только 3466 вёрст железных дорог.

В войну Российская империя вступала, имея железнодорожную сеть, состоящую из 38 железных дорог, обеспечивающих транспортную связь общей протяженностью 71 542 км. Из них 24 железные дороги (47 861 км) принадлежали государству, а 14 железных дорог (23 681 км) - принадлежали частным обществам.

В процессе строительства находилось 10 762 км железнодорожных путей. Перед началом Первой мироой войны строительство железных дорог велось более интенсивно частными обществами, к лету 1913 года частные компании построили около 7877 км железных дорог, в то время, как за счёт государственный счёт построено 2885 км.

Железнодорожный транспорт России по уровню развития существенно отставал от железнодорожного транспорта Германии, и это отставание приобрело характер угрожающий интересам империи.

В годы Первой мировой войны от железнодорожного транспорта потребовалось обеспечить непрерывную работу фронтовых и тыловых железных дорог, для этого были мобилизованы все силы и ресурсы Российской Империи.

В 1914 году со стороны Германии и Австро-Венгерской империи к русской границе подходило 32 железнодорожные линии, из которых 14 были двухколейными железными дорогами, а с русской стороны к границе шли только 13 железнодорожных линий, из которых только 8 линий были двухколейными.

Пулемёты, пушки, артиллерия.

В Первую Мировую войну пулемёты британского оружейника Хайрема Стивенса Максима называли «адским косильщиком». Первый пулемёт Максим создал в 1883 году, это было очень надежное, простое и живучее оружие, работающее по весьма простой системе.

Тульские оружейники Третьяков и Пастухов, ознакомившись в 1905 году с производством пулеметов в Англии, провели на Тульском оружейном заводе «Тульский арсенал» обширные конструкторские и технологические изыскания, и существенно переработали и во многом улучшили конструкцию «Максима». Русские конструкторы изменили конструкцию многих деталей пулемёта и в 1908 году стали использовать патроны нового образца с остроконечной пулей.

В 1908-10 году русский конструктор Соколов и тульский инженер Захаров создали очень удачный мобильный, манёвренный пехотный колесный станок и пулемёт, значительно уменьшив общий вес орудия до 20 кг. Модернизированный тульскими оружейниками пулемет был в 1910 г. принят на вооружение русской армии под официальным наименованием «7,62-мм станковый пулемет».

Животные в войне.

На службу в армию отправлялись не только механизмы. Делались первые попытки по боевой дрессуре животных. Знаменитый дрессировщик Владимир Дуров в 1915 году предложил использовать тюленей для поиска мин. Всего он успел обучить 20 животных, но все животные саперы-подводники были отравлены, по мнению современников, немецкими агентами разведки.

Главной тягловой силой на дорогах Первой мировой войны оставались лошади. Накануне Первой мировой войны русская гвардейская кавалерия была усилена и выступила достаточно подготовленной. Каждая война приносит непредвиденные сюрпризы, о которых трудно было догадаться в мирное время.

В начале войны обнаружилось, что времена лихих конных атак отошли в область предания. Кавалерист с пикой или шашкой был бессилен против массированного огня пулемёта, пушки, артиллерии. Кавалерист с ружьём тоже был малопригодным бойцом, так как он был хорошим объектом для стрельбы, при этом сам оставался плохо стреляющим всадником. Бой в пешем строю одержал верх, на кавалерийскими атаками.

Голубей успешно тренировали и для аэрофотосъемки. Первый патент на миниатюрную фотокамеру для голубя с хорошим качеством снимков, получил в 1908 году изобретатель Юлиус Нойброннер (немец), но в Первую мировую войну воздушная съемка с помощью голубей не была широко использована.

На борту подводной лодки и в солдатских окопах Первой Мировой можно было часто встретить кошек, которые были для солдат детекторами контроля чистоты воздуха и предупреждали об очередной газовой атаке.

В Первой мировой войне использовали дрессированных санитарных-собак в качестве медицинских помощников, разведчиков, посыльных, прокладчиков телеграфных проводов, для обеспечения связи.

Собаки переносили в медсанбат фуражку раненого война и приводила санитаров, для оказания первой медпомощи, собаки доставляли приказы на линию фронта в капсулах, прикрепленных к туловищу.

Военные курьёзы.

Энигма (от др.-греч. αἴνιγμα - загадка; англ. Enigma) — дисковая шифровальная машина времен Второй Мировой Войны, в основе механизма диски с 26 перепайками. Первые упоминания об энигме относятся к 1918 году, а наибольшее распространение энигма получила в нацистской Германии «энигма вермахта» (Wehrmacht Enigma). В 20-х годах XX века было создано целое семейство электромеханических машин, которые использовались для шифрования и дешифрования секретных сообщений. Криптоаналитик Антигитлеровской коалиции смогли расшифровать большое количество сообщений, зашифрованных с помощью энигмы. Специально для этих целей была создана машина с кодовым названием «Бомба».

Помимо удачных военных разработок в армиях участников войны появлялись и курьезные изобретения. Лыжи для пересечения водных преград, боевые катамараны практически не использовались в армии.

Немцы изобрели тяжелые латы трансформеры в которых трудно было передвигаться, к тому же латы легко простреливали пули пулемёта.

Окопные доспехи против пуль и осколков, бронежилеты, бронемашины, передвижные баррикады, гусеничные тягачи и т. д. Встречались даже забавные изобретения — бомбо-метательная машина, рогатка и т. д.Статьи


Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал — сплав стали с кремнием и никелем.

Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.

Баррикада.

Немецкие солдаты примериваются к захваченной русской «передвижной баррикаде».

Мобильный щит пехотинца (Франция).

Экспериментальные шлемы пулеметчиков. США,1918 год.

США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.

Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.

Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник.

«Черепашки-нинзя» из Японии.

Бронещит для санитаров.

Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.

Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом

Не мог пройти мимо такой чудесной коляски (правда уже послевоенной). Великобритания, 1938

Ну и наконец «бронированная кабинка общественного туалета — пепелац». Блиндированный наблюдательный пункт. Великобритания.

Мало отсидеться за щитом. Противника «выковырнуть» из-за щита чем? И тут «голь (солдаты) на выдумки хитры … В ход пошли совсем уж экзотические средства.

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы.

Ну совсееем... рогатка!

Но их нужно было как-то передвигать. Вот тут вновь вступил в строй инженерно-технический гений и производственные мощности.

Срочная и довольно бестолковая переделка любого самодвижущегося механизма рождало порой удивительные создания.

24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание — Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

Про броне-дрезины можно писать отдельную статью, потому только ограничусь одной фотографией для общего представления.

А это пример банального навешивания стальных щитов на борта грузовика в военных целях.

Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).

Еще одна Французская поделка (в этом случае на службе Бельгии) — бронеавтомобиль Пежо. Опять без защиты водителя, двигателя и даже всего остального экипажа спереди.

А как вам нравится такая „аэротачанка“ от 1915 года?

Или такая…

1915 Sizaire-Berwick „Wind Wagon“. Смерть врагу (от диареи), пехоту сдует.

В дальнейшем, уже после 1Мв идея аэро-повозки не заглохла, а была развита и востребована (особенно на заснеженных просторах севера СССР).

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные — от -14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.

К августу 1915 году два офицера Австро-Венгерской армии — гауптман инженер Романик и оберлейтенант Феллнер в Будапеште сконструировали вот такой гламурный броневичок, предположительно, на базе автомобиля Мерседес с 95 сильным мотором. Назван был по первым буквам имен создателей Romfell. Бронирование 6 мм. Вооружен был одним пулеметом Schwarzlose M07/12 8 мм (боезапас 3000 патронов) в башенке, котрый мог в принципе использоваться и по воздушным целям. Машина была радиофицирована телеграфом азбуки Морзе, от от фирмы Siemens&Halske. Скорость аппарата до 26 км/ч. Вес 3 тонны, длина 5,67 м, ширина 1,8 м, высота 2,48 м. Экипаж 2 чел.

А это чудовище так понравилось Миронову, что не откажу себе в удовольствии ещё раз его показать. В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.

Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.

30 июня 1915 года ещё один из прототипов был собран во дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд Скрабз» военнослужащими 20-й эскадрильи Королевской школы авиации ВМС. За основу, было взято шасси американского трактора «Киллен-Страйт» с деревянными траками в гусеницах.

В июле на него в опытном порядке установили бронекорпус от бронеавтомобиля „Делано-Бельвиль“, затем — корпус от „Остина“ и башню от „Ланчестера“.

Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого — видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.

Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом — ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

У французов возникла блестящая идея - использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото расчеты таких пушек.

Ну а уж как только не измывались над мотоциклами, пытаясь приспособить их к военным действиям…

Мототачанка на прицепе Motosacoche.

Ещё одна.

Связь.

Полевая скорая помощь.

Доставка горючего.

Трехколесный бронированный мотоцикл, предназначенный для решения разведывательных задач, особенно для узких дорог.

Занимательнее этого — только «гусеничный катер Грилло»! Как раз гонять аллигаторов на болотистых берегах Адриатики, постреливая торпедами… На самом деле, участвовавший в диверсионных операциях, расстрелян при попытке потопить линкор «Вирибус Унитис». За счёт бесшумного электродвигателя ночью пробрался в порт и, используя гусеницы, перебрался через ограждающие боны. Но в порту замечен охраной и затоплен.

Водоизмещение их составляло 10 т, вооружение — четыре 450-мм торпеды.

Но для преодоления водных преград индивидуально, разработаны другие средства. Такие например, как:

Боевые водные лыжи.

Боевой катамаран.

Боевые ходули

А вот это уже R2D2. Самоходная огневая точка на электрической тяге. За ней через всё поле боя тащился «хвост»-кабель.

© 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм