Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что делать если страшно идти в школу. Ребенок боится идти в школу. Что делать? Кто чаще боится

Учебный год начался, столько всего еще впереди. Однако некоторые родители уже столкнулись с определенными трудностями. Например, что делать, если ребенок боится идти в школу? Ни в коем случае не стоит игнорировать эту проблему,

так как это в будущем может стать причиной психических расстройств у ребенка. Давайте разберемся в причинах, которые вызывают у ребенка страх перед школой.

Есть дети, которые радостно вскакивают поутру и бодро бегут на уроки. Но гораздо больше тех, кто идет без особого восторга. Иной раз каждодневные сборы превращаются в настоящие мучения как для ребенка, так и для его родителей. В глазах малыша ужас и слезы при одной мысли о том, что надо идти в школу. В таких случаях речь идет о школьной фобии. Сегодня об этом явлении с тревогой говорят и учителя, и родители, и психологи. Но в наше время трудно представить себе нормального ребенка, изолированного от школьной жизни. Как же найти выход из тупика?

Специалисты отмечают, что точной статистики, определяющей масштабы явления, пока не существует. Например, по оценкам французских экспертов, от школьной фобии в серьезной форме страдают 2-3 процента всех учащихся. Психологи подчеркивают, что эти дети вовсе не капризны и не ленивы. Зачастую, наоборот, они могут очень хорошо учиться. Но сама необходимость войти в здание школы словно включает некие тормоза.

Иногда начинается плохо осознанная паника, школьный мир вызывает у ребенка или подростка резкое отторжение. Неконтролируемая тревога может сопровождаться бессонницей, бледностью, сердцебиением, головной болью, бывает даже, что повышается температура. Чаще всего школьная фобия связана с некими глубоко спрятанными детскими страхами. Но ребенку проще всего направить тревогу на определенный объект – школу.

Кто виноват?

Психологи полагают, что у малышей неприятие школьного мира часто становится отражением страха разлуки. Ребенок подсознательно боится надолго расстаться с мамой, только с ней он чувствует себя в полной безопасности. Иногда школьная фобия маскирует вполне конкретную боязнь общения со сверстниками, если те относятся к ребенку агрессивно или, например, смеются над ним Беспокойство по поводу возможных неудач в школе – еще одна причина постоянного страха. Многие родители чуть ли не с колыбели озабочены будущими успехами отпрыска А дети это прекрасно чувствуют. И тогда школьная жизнь с самого начала для них становится источником повышенной тревоги. Зачастую истоки фобии вообще не связаны с учебным заведением. Страхи могут отражать любые обстоятельства, ставящие под угрозу эмоциональную безопасность ребенка: сложные отношения с родителями, слишком закрытая, отгороженная от остального мира семья, развод мамы и папы и т.п.

Возраст риска

Специалисты полагают, что обострение школьных страхов обычно случается в самые ключевые, переходные моменты жизни ребенка и подростка. Первый период – 6-7 лет, начало посещения учебного заведения, второй – 10-11 лет, окончание начальной школы. И конечно, сложный подростковый период взросления – начиная с 14-15 лет. Самый большой риск связан с тем, что школьная фобия, если ее не преодолеть, может породить так называемую социальную фобию: боязнь общения, боязнь публичных мест. И в конце концов, уже взрослый человек может обречь себя на социальную изоляцию.

После летних каникул

Одной из причин возникновения фобии может стать возвращение в школу после длительных летних каникул или смена школы, так как это довольно серьезное испытание для ребенка. Вот самые простые правила, которые помогут избежать возможных проблем.

В первую очередь важно понимать, что адаптация должна быть постепенной. Если еще вчера ребенок ложился спать за полночь и просыпался к обеду, то завтра ему будет крайне сложно встать в семь утра. Основное требование к эффективному распорядку дня школьника – его стабильность. Важно, чтобы ребенок вовремя завтракал, обедал и ужинал, в одно и то же время ложился спать и вставал, гулял и делал уроки и так далее. Такой режим в период адаптации является определенным сигналом для организма: «Все в порядке, ситуация штатная, неожиданностей не предвидится, можно успокоиться».

Родители должны быть готовы к тому, что в первые недели и месяцы учебы, скорее всего, потребуется больше их контроля и помощи ребенку, даже если он уже далеко не первоклашка. Участие взрослых необходимо для соблюдения заведенного режима дня, для того чтобы настроить ребенка на выполнение домашних заданий, разобраться со сложными моментами в учебе, возможно, забытыми за лето. Надо больше хвалить, поддерживать его старания и усилия чтобы у школьника было достаточно времени для сна и прогулок на свежем воздухе. А вот начало посещения секций и кружков по возможности лучше отложить на 2-4 недели, дав ребенку сначала втянуться в учебу.

Также родителям важно помнить, что не только малыши-первоклассники в начале учебного года попадают в новую для себя среду. Старшие школьники также вынуждены вновь проходить адаптацию, когда по тем или иным причинам оказываются в новом классе и школе.

Ищем другую школу?

Перевод ребенка в другую школу может быть одним из лекарств от фобии. Хотя, как правило, это не кардинальное решение, а лишь перемещение проблемы. Правда, иногда такая мера может стать первым шагом на пути преодоления школьной фобии.

В связи с переездом или другими обстоятельствами ребенок приходит в уже сложившийся коллектив, оказываясь там единственным новичком. Иначе обстоит дело, когда формируется полностью новый класс, например, при наборе в гимназию или при укомплектовании профильных классов.

Стресс у школьника возникает в обеих ситуациях, однако первый вариант большинство детей переживает тяжелее. Попадая в коллектив ребят, которые учатся вместе уже несколько лет, школьник так или иначе оказывается объектом повышенного внимания. Ребенок переживает, как его примут новые одноклассники, сможет ли он найти друзей. Кроме того, волнуется о том, как сложатся отношения с педагогами, не окажется ли слишком сложной учеба в новом классе.

Помогая ребенку в этот период, важно понимать, что излишнее вмешательство способно, скорее, навредить, чем принести пользу. И чем старше ребенок, тем менее явным должно быть вмешательство родителей. В первое время на новом месте могут возникать различные трудности, но важно позволять ребенку решать их самостоятельно, а не выступать постоянным посредником между ним и одноклассниками или педагогами.

Первое время надо быть особенно внимательными к ребенку, расспрашивать его о школе, о ребятах, о прошедшем дне, искренне интересоваться его успехами. Если видно, что школьник постоянно подавлен и рассказывает о проблемах в отношениях с одноклассниками, возможно, потребуется вмешательство в ситуацию родителей и классного руководителя.

Выход – в единстве

Причин школьных страхов и крайнего их проявления – фобии – великое множество. Поэтому в каждом случае главное – понять, чего именно боится ребенок. И потом искать способы помочь ему. Важно не отмахиваться от проблемы, не оставлять школьника наедине с его страхами и страданиями. В некоторых случаях обязательно нужна профессиональная помощь психологов: либо индивидуальная работа, либо в группах. Но наиболее эффективной считается семейная терапия. Чтобы помочь ребенку сделать школьную жизнь радостной, нужны совместные усилия и родителей, и учителей.

Даже на каникулах меня пугают мысли, что в школе учитель накричит или поставит плохую оценку. Стараюсь меньше думать о первом сентября, но с каждым днем боюсь все больше. Обычно, когда получаю двойку, всегда становится грустно, только о ней и думаю остаток дня. Как обрести уверенность и не бояться ходить в школу?

Вероника, 12 лет

Не забывайте, что плохую оценку можно исправить. В следующий раз вам удастся показать более высокий результат, если подготовитесь, выучите то, в чем раньше были пробелы. Иногда оценки для того и нужны, чтобы увидеть, что удалось усвоить, а над чем еще нужно поработать. Плохая оценка не делает вас хуже. Это не клеймо, она не определяет, какой вы человек. Нам не всегда удается получать хорошие отметки по всем предметам. У каждого свои сильные и слабые стороны, одни предметы идут лучше, другие - хуже.

Единственное, о чем говорит плохая оценка, - о необходимости проработать упущенный материал. Не переставайте общаться с друзьями, не замыкайтесь, просите помощи, если необходимо. Не стесняйтесь уточнять, что не ясно, у учителей и тех, кто хорошо понимает предмет. Учиться и спрашивать не стыдно. Постарайтесь не просто забыть о плохой оценке, а сделайте так, чтобы она помогла вам в будущем.

Объясняя материал, учитель не должен на вас кричать. Если он часто повышает голос и поэтому вам страшно идти в школу, расскажите родителям. Можно обратиться к школьному психологу.

За время летних каникул мы всегда отвыкаем от обычного ритма, и возвращаться в школу не хочется. Но это ощущение обычно быстро проходит - ведь в школе вас ждут не только контрольные работы, но и друзья, которых вы не видели летом.

Задайте вопрос эксперту online

«Болит живот» или «сегодня не надо в школу» - проблема частая, а причины разные. Существуют решения для всех возрастов.

Испытывать страхи и тревоги - абсолютно нормальное явление здоровой психики. В норме, страх заставляет человека «встряхнуться» и максимально активизироваться, реагировать, быстро действовать. В этом смысле испытывать страх неприятно, но полезно.

Все меняется, когда страхов становится слишком много, или когда ребенок в них «застревает», теряет контроль над собой и ситуацией. Почему это происходит? Фобии не возникают в одночасье. Чаще всего, это результат длительного накопительного процесса, начиная с раннего детства, протекания беременности и родов. Или же это боязнь разлуки с родителями, или трудности с учебой, или неприятности в отношениях с учителями и одноклассниками.

Или страх неизвестности, завышенные родительские ожидания, заниженная детская самооценка, слишком строгие родители или слишком тревожные родители. Работу с травмами, проблемами и их последствиями, безусловно, следует доверить специалисту-психологу (ребенку дошкольного и младшего школьного возраста, например, подходит арт-терапия - сказка-терапия, рисуночная терапия, подросткам - синематерапия, групповая терапия).Тем не менее, есть пространство, в котором родителям и детям можно и нужно поработать самостоятельно.

Фобия - это не что иное, как страх… самого страха, то есть сильнейшее, буквально паническое, неприятие страха, как такового. Парадокс заключается в том, что для победы над детскими фобиями, родителям придется их… полюбить: признать, принять и «обыграть».

Как помочь ребёнку избавиться от страха школы?

Помимо всего вышеперечисленного – сложности с учебой или отношениями – реальная проблема может быть абсолютно пустяковой, но при этом тревожить ребенка: на празднике забыл стихотворение, что-то уронил в столовой, зашел в туалет для противоположного пола – да все, что угодно. Объясните, как справиться с ощущением дискомфорта и как исправить ситуацию.

Часто дети чувствуют, что все взрослые члены семьи работают над какой-то общей задачей, пытаясь оградить от нее ребенка. Дети интуитивно будут стараться принять участие в непростой ситуации, быть дома и рядом с семьей, чтобы ничего не упустить. Если есть проблема, и родители объединяются для ее решения, а ребенка в нее не посвящают – ребенок все равно это чувствует. Не скрывайте от него наличие общего семейного дела – расскажите столько, сколько сочтете нужным. Расставьте акценты таким образом, чтобы ребенок понял: самая лучшая помощь с его стороны сейчас – это учиться, ходить в школу, получать знания, оставаться здоровым и жизнерадостным.

Не возражайте и не критикуйте, наоборот, поддержите своего ребенка. Доброжелательно, неторопливо и оптимистично разговаривайте на тревожащие его темы столько, сколько ему нужно. Объясняйте ему, что испытывать страх и беспокойство - это нормально.

Внимательно и сочувственно выслушав ребенка, постарайтесь плавно перевести разговор с негативного сюжета на желаемый, благоприятный вариант развития событий. Спросите, какое решение, по мнению ребенка, было бы самым удачным. При этом действуйте не торопясь, мягко и тактично, задавая наводящие вопросы. Важно, чтобы в таких разговорах ребенок развивал инициативу, и чувствовал наравне с родительской поддержкой и пониманием, что он и сам способен находить выход из неприятных ситуаций. Расскажите про свои школьные страхи и их исчезновение. Посмейтесь вместе над ситуациями - как над детскими страшилками.

Используйте принцип «постепенной экспозиции». Помещайте ребенка в новую и неизвестную ситуацию ненадолго, и будьте с ним вместе по максимуму. Придумайте способ приучать его к школе крошечными порциями. Детально проговаривайте с ним, что он будет делать во время разлуки, подробно расскажите малышу, что вы будете делать, пока он будет в школе. Придумайте вместе, как вы от празднуете окончание школьного дня, окончание школьной недели.

Творчески отнеситесь к принципу совмещения приятного с полезным: организуйте ознакомительную экскурсию по школе в компании с любимыми друзьями. Запланируйте пикники с одноклассниками, сводите их в ближайшие выходные в боулинг, зоопарк, музей или на аттракционы. Чем больше позитивных эмоций - тем скорее завяжутся дружеские отношения в классе. Поощряйте своего ребенка к приятельским отношениям и дружеским контактам с одноклассниками (предложите пригласить в гости после школы, испечь забавные печенья и угостить одноклассников, устройте фотосессию или тематическую вечеринку).

Ничто так не повышает мотивацию и энтузиазм в детском возрасте, как родительская поддержка. Зная, что родители высоко оценивают и любят ребенка таким, какой он есть, ребенок будет более устойчив к стрессам и жизнерадостен. Объясняйте, что в школе могут возникать неприятности, и нужно быть готовыми с ними справляться. Скажите, что вы всегда поможете – и с учебой, и в отношениях с учителями и сверстниками. Во всем и всегда вы будете рядом.

В жизни каждого малыша наступает момент, когда он подрастает и из вчерашнего детсадовца превращается в первоклассника. Казалось бы, вроде и мама с папой к школе готовили, и в детском саду воспитательница старалась научить всему, что должен знать ученик первого класса, а вот чувство страха перед школой все равно есть.

Иной раз дети сами не могут объяснить, чем оно вызвано, ведь и друзья будут учиться вместе с ним, и на подготовительные курсы он ходил, с учительницей познакомился. Но чувство боязни не исчезает. Некоторые малыши способны даже устроить истерику перед походом в школу или прицепиться к маминой руке и не отпускать ее, когда она, проводив свое дитя в школу, пойдет по направлению к выходу из здания.

Школа пугает неизвестностью…

Родителям не стоит переживать из-за подобных сцен. Это абсолютно нормальное явление. Ведь первый год учебы в школе считается самым трудным для учеников. Это переломный момент в жизни ребенка. Ведь вместе с появлением школы привычная жизнь ребенка кардинально изменяется. Увеличивается нагрузка, завязываются новые отношения, на смену ежедневным играм приходят учебные занятия. Для малыша все это сильный стресс. Ему необходимо определенное время для того, чтобы адаптироваться в новых условиях.

Давайте выясним, что именно может пугать вашего ребенка

Во-первых, это возросшая нагрузка. При этом не только физическая, но и психоэмоциональная. Еще вчера малыш играл в игры с друзьями, а сегодня уже должен получать знания и ежедневно подтверждать их своими ответами на оценку. Много учебных дисциплин — это большая сложность для ребенка, ведь каждый предмет учит чему-то другому и требует выполнять определенные обязанности по занятиям. Порой даже ученики с высоким уровнем интеллекта теряются и испытывают беспокойство.

Во-вторых, когда ребенок идет в школу, он осознает, что его ответственность увеличивается. Теперь нельзя просто «выйти из игры». К нему предъявляются особые требования, которые необходимо выполнять. Также в его жизни появляется такое понятие, как «школьный режим». И его тоже придется соблюдать. Нельзя выбирать, на какие уроки ходить, а на какие нет.

Разрешите ему приглашать в гости одноклассников. Это поможет ребенку не терять положения в обществе, и таким образом он не будет лишен общения со сверстниками. Помимо этого, дети могут помочь вашему ребенку не отставать от изучения нового материала. Учеба в команде – это отличный способ для усвоения новой темы.

Помните, что вы всегда можете поддержать ребенка, предложив школе свои услуги. Например, став членом родительского комитета или участвуя с классом в походе, который запланирован на выходной день. Присутствие мамы приободрит малыша, и он станет вести себя более свободно.

В крайнем случае, всегда можно поговорить с классным руководителем и рассказать о проблеме страха перед школой. Педагог обязательно выслушает и поможет. Если действовать с учителем сообща, адаптация ребенка будет происходить легче и быстрее.

Кто вообще больше боится школы, родители или дети? Как относиться к детским страхам и что сделать, чтобы ребенок почувствовал себя увереннее и спокойнее? Вот несколько психологических приемов и книги, которые помогут детям преодолеть дидаскалейнофобию.

Да-да, это настоящее название настоящей фобии! Таким словом называется страх детей перед школой. Конечно, фобия в полном смысле этого слова, особенно такая экзотическая, встречается довольно редко. Но неприятное чувство при мысли о том, что «скоро в школу», знакомо многим - и детям, и их родителям. Пока одни школьники с нетерпением ждут «Дня знаний», чтобы увидеться со своими приятелями и погрузиться в насыщенную школьную жизнь, другие тоскуют и боятся.

Иногда причина страха - переход в новый статус (первоклассника или ученика средней школы) или в новое учебное заведение. Воспоминание о неприятных школьных историях, обидах, насмешках, о предвзятом преподавателе и, тем более, о буллинге тоже может отравить первые дни сентября. Тяжело идти в школу тем, кто много проболел в прошлом году и чувствует себя неуверенно. Или, наоборот, родители так замучили летом ребенка дополнительными занятиями, что никакой жажды знаний к сентябрю уже не осталось. А некоторые дети за лето, увы, не успели забыть ощущения постоянного стресса, невыносимых нагрузок и усталости, которые у них связаны с учебой в школе.

Что делать, чтобы ребенок меньше переживал из-за школы?

Вот что советуют психологи:

  • Первоклассников лучше заранее познакомить с первой учительницей и со школьным зданием, особенно, если они не ходили в детский сад. Постарайтесь подробно рассказать им, зачем нужна школа, как будет проходить их день, что изменится, а что останется прежним, кто будет провожать в школу и встречать после уроков, когда они смогут гулять, играть и общаться с родителями.
  • Если ребенок боится встречи с одноклассниками или учителями, нужно приложить усилия, чтобы выяснить, кто и что его расстраивает. Поговорите с родителями одноклассников, с классным руководителем и школьным психологом, позовите друзей вашего ребенка в гости или сходите с ними в кино, чтобы понаблюдать за их общением. Пусть ребенок почувствует ваше неравнодушие и вашу защиту: если ему плохо, станьте его адвокатом в сложной ситуации, покажите ему, что он всегда может на вас положиться.
  • Для тех детей, которым тяжело дается учеба, можно заранее придумать приятные занятия, где они будут получать удовольствие от процесса и где будут чувствовать себя успешными. Это могут быть танцы, спорт или творческие кружки.
  • Родителям важно не волноваться самим, чтобы не передать свою тревогу детям. Спокойное отношение мамы и папы к учебе и особенно к успехам ребенка покажет ему, что родители всегда будут на его стороне, объяснят, защитят, помогут. Дайте ребенку понять, что школа - только часть жизни, и мир не рухнет от плохих оценок или от замечания за плохое поведение.
  • Наконец, если вы чувствуете, что ребенок близок к панике и никакие успокаивающие мероприятия на него не действуют, имеет смысл проконсультироваться с психологом. Родителям не всегда легко распознать глубокие причины детского страха, которые понятны специалисту. Вполне может быть, что одна или несколько консультаций сделают жизнь всей семьи спокойнее и радостнее.
  • Есть и еще один очевидный способ снизить тревогу. Помогите ребенку поверить в то, что он готов к школьной жизни, что его интеллектуальных ресурсов хватит, чтобы справиться с учебой. Для этого тренируйте в игровой форме устный счет, пробуйте прочитать вслух пару абзацев детской книжки на скорость, почаще играйте в слова, выучите несколько стихотворений, скороговорок и загадок, которые нравятся ребенку.
  • Что читать?

    Чтобы у вас под рукой всегда были интересные и разнообразные задания, мы подготовили подборку книг издательства Clever из коллекции “К школе готов!” . В ней есть тренажеры для обучения чтению и множество веселых заданий с наклейками для разного возраста. Есть викторина отличника для тех, кто идет в первый или второй класс, и сборник олимпиадных задачек по математике. Книги отлично подойдут для будущих первоклашек и школьников младших классов.

    Авторский курс подготовки к чтению Ирины Мальцевой (4-6 лет). Здесь есть опыт известного педагога, игровая форма подачи, подробные пошаговые инструкции для родителей. Дети не только быстро выучатся читать, но и расширят свои представления о мире.

    — новая обучающая книжка серии «Суперзнатоки». Маленькую книжечку можно брать с собой в дорогу, чтобы не скучать. Детям предлагается раскрасить сложные предметы по образцу, разгадать секретный код и узнать имена животных. Так можно в игре освоить всю программу старшей группы детского сада и почувствовать себя настоящим супергероем, готовым сразиться с неведомыми трудностями первого школьного года.

    © 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм