Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мальчик у христа на елке вывод. Курсовая работа: "Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского

Иногда не хватает времени, чтобы прочитать полностью произведение одного из великих классиков литературы. Быстро ознакомиться с ним, главными героями поможет краткое содержание. «Мальчик у Христа на елке» - рассказ, написанный Федором Михайловичем Достоевским. В нем делится с читателями своими мыслями, дает возможность увидеть со стороны, к чему приводит людское равнодушие, придумывает очень добрую и позитивную концовку, которая может быть не только плодом фантазии, но и явью.

Структура произведения

Итак, начинает нас знакомить с рассказом краткое содержание. «Мальчик у Христа на елке» состоит из двух частей, вторая называется именно так, а первую писатель озаглавил «Мальчик с ручкой».

В первой и второй главе рассказывается о разных ребятах. Одинаковый у них только лишь возраст и низкое Несмотря на то что оба ребенка очень бедны, второй вызывает больше симпатии, чем первый. За свою неиспорченную душу, за то, что никому не делал ничего дурного, за несправедливые обиды, которым он подвергался, Христос наградит второго ребенка по заслугам.

Часть первая - «Мальчик с ручкой»

Именно ею начинается само произведение и его краткое содержание. «Мальчик у Христа на елке» сначала знакомит нас с одним ребенком. Писатель рассказывает, что перед Рождеством встречался ему мальчик, которому было не более семи лет. В сильный мороз он одет был почти по-летнему. Ребенок побирался, таких детей, как он, называли «с ручкой» за то, что они ходили с протянутой ладошкой и просили милостыню.

На вопросы писателя ребенок ответил, что у него болеет сестра, поэтому он ходит просить. Дальше Достоевский рассказывает, что таких детей было в то время много, он приоткрывает читателю судьбу, которая ожидает этих малышей. Очень многие из них становятся ворами. В неблагополучных семьях - выпивающие родители, они посылают за водкой своих детей. Отцы, дядьки, которые бьют своих жён, «ради смеха» могут влить в рот этой огненной воды даже своему сыну, племяннику. Потом эти нелюди еще и смеются, когда дети падают на пол в беспамятстве…

Естественно, в такой семье ребенку очень трудно стать поэтому, уже повзрослев, и даже пойдя работать на завод, подростки становятся настоящими преступниками, и сами, как их родители, начинают выпивать. Вот такую безрадостную картину описал Фёдор Михайлович Достоевский.

«Мальчик у Христа на елке»

Главные герои этого рассказа - мальчики, которые не были знакомы друг с другом. Один из них хоть как-то был приспособлен к нищенскому существованию, другой попал в тот мир, полный лишений, неподготовленным и оказался там совсем один - без защиты, без опеки взрослых.

Вторую главу рассказа Достоевский начинает словами о том, что он всё-таки романист. Автор говорит, что ему кажется, нечто подобное он уже когда-то слышал, а быть может, это просто пригрезилось.

Вторая история тоже случилась накануне Рождества. Начинается она в подвале. Здесь, положив под голову тюк, лежит тяжелобольная женщина. Около нее сидит мальчик шести или менее лет. В другом углу лежит чужая старуха, которая часто ворчит на ребенка. Он с мамой приехал в этот город откуда-то издалека. Видимо, голод согнал семью с насиженного места. Мама и мальчик, чтобы прокормиться, приехали сюда. Быть может, женщина хотела устроиться здесь работать, но заболела или совсем ослабла от голода. Этим начинается вторая глава, которую назвал Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Краткое содержание рассказа продолжается.

Совсем один

Ребенок хотел есть. Напиться он смог, а еды не было. Он уже много раз пытался разбудить маму, но она не открывала глаза. Мальчик дотронулся до женщины, та была холодной. Ребенку стало жутко, он точно не понимал, что произошло, но чувствовал - ему холодно и страшно в этом темном подвале, где не зажигают света.

Малыш накинул свою легкую верхнюю одежду, которую автор называет халатиком, и вышел на улицу, она поразила его. Кругом было много огней, такого ребенок еще не видел. Там, откуда он прибыл, по вечерам на улице горел один тусклый фонарь, и все сидели после заката солнца в своих домах.

Здесь же было оживленное движение, ярким светом горели окна домов. В одном большом окне ребенок разглядел огромную рождественскую елку, на которой висели игрушки, яблоки. Гонимый чувством сильного голода, малыш открыл дверь в этот волшебный мир. Ведь через нее входило множество богатых гостей, приглашенных хозяевами большой елки на праздник. Но барыня замахала на него руками, сунула ребенку копеечку и прогнала. Малыш испугался, побежал и выронил мелочь.

Плохие люди

Вот о таких жестокосердных людях рассказывается в этом поучительном произведении, которое назвал Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Краткое содержание рассказа повествует об этих моментах чуть подробнее. Ведь к тому времени ребенок уже замерзал. Стоял жуткий холод, а одет он был довольно легко. У ребенка очень болели пальчики рук и ног - они покраснели, было налицо обморожение.

Если бы та барыня позволила ребенку погреться в тепле, накормила его, он мог бы остаться в живых. Но виновата не только эта женщина. Ведь когда мальчик шел по улице, мимо проходил блюститель порядка и нарочно отвернулся, чтобы не видеть малыша. Хотя он был обязан исполнить свой долг, отвести ребенка в участок, в больницу или в приют. Вот из-за подобных людей и не стало этого милого ангелочка. Достоевский придумал очень добрый финал истории, очень скоро мы подойдем к нему.

На небесах

Продолжается краткое содержание. Мальчик у Христа на елке окажется совсем скоро. Выбежав из богатого дома, он остановился около витрины и засмотрелся на забавные механические куклы. В это время кто-то злой стащил с него халатик. Ребенок опять испугался, побежал и спрятался во дворе за поленницей дров. Он задремал, ему стало тепло и хорошо. Мальчик почувствовал, что парит около необыкновенно красивой елки. Вокруг него летают такие же ангелы - мальчики и девочки. Они обнимают, целуют его, своих матерей, которые стоят немного в стороне и со слезами на глазах смотрят на своих детей.

Была там и мама мальчика, а елку устраивает Христос для тех детей, у которых ее не было в земной жизни, как и у нашего героя произведения, которое назвал Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Краткий пересказ, как и сама история, на этом заканчивается. Осталось поведать лишь о том, что дворник наутро нашел трупик мальчика, а мама его умерла еще раньше.

Вот такой печальный и одновременно светлый рассказ написал и назвал его Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Критика того времени и современная по достоинству оценила произведение. Читатели XXI века говорят, что им очень понравился рассказ, который пробуждает чувство сострадания и трогает лучшие струны людской души.

Резко выделяется несколько законченных художественных произведений. Широко известен рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» (см. полный его текст на нашем сайте).

26 декабря 1875 г. Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в Санкт-Петербургском клубе художников; на следующий день, 27 декабря, он в обществе А. Ф. Кони побывал в колонии для малолетних преступников (на окраине Петербурга, на Охте, за Пороховыми заводами). И в те же дни, «перед ёлкой, и в самую ёлку перед рождеством», он несколько раз встретил на улице привлекшего его внимание нищего мальчика, ходившего «с ручкой», т. е. просившего милостыню. Все эти впечатления, многократно отраженные в записной тетради Достоевского в декабре 1875 – январе 1876 г., получили художественно-публицистическое воплощение на страницах январского выпуска «Дневника писателя». Подготовляя его, автор в начале января писал, что намерен сказать в первом номере возобновленного «Дневника» «кое-что о детях – о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов в особенности, о детях на ёлках, без елок, о детях преступниках…» (письмо к Вс. С. Соловьеву от 11 января 1876 г. С размышлениями писателя «о русских теперешних детях», составляющими стержень двух первых глав январского выпуска «Дневника» и связан «святочный рассказ» «Мальчик у Христа на ёлке». Он написан в традиционной форме фантастического рождественского рассказа, чей жанр и многие детали восходят к классическим образцам этого жанра: «Девочке с серными спичками» Г. Х. Андерсена и «Рождественским рассказам» Ч. Диккенса .

Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке. Аудиокнига

Писатель встречает в морозный вечер перед Рождеством мальчика лет семи, который ходит «с ручкой», т. е. просит милостыню. Описывается несчастная судьба маленьких нищих, ютящихся в подвалах среди пьяных и развратных «халатников» и вырастающих бродягами и воришками. Эта встреча вызывает у автора образ замерзшего до смерти зимой мальчика, которого Христос приводит к себе на ёлку.

Все залито светом; вокруг «Христовой ёлки» кружатся и летают сияющие дети; их матери стоят тут же: «Каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо». Видение Христовой ёлки для маленьких замученных детей – первый набросок видения Алёши Карамазова . Алёша видит в «Кане Галилейской» такой же светлый праздник, такую же победу над смертью и тлением.

В святочном рассказе уже найден тот незабываемый взволнованно – умиленный тон, который пронзает нас в «Кане Галилейской». Замерзший мальчик спрашивает: «Кто вы мальчики? Кто вы девочки? – «Это Христова ёлка, – отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки...» И Он Сам посреди их и простирает к ним руки и благословляет их и их грешных матерей». Так же спрашивает Алёша старца Зосиму и так же радостно указывает тот ему на «Солнце наше» – Христа.

В рассказе тема замученных детей еще не отделена от темы мистической вечери Агнца. Замена в «Братьях Карамазовых » рождественского сюжета (ёлка) евангельской притчей о браке в Кане переносит нас в более высокий план религиозной символики. Так, воскресение в «детском раю» замерзшего мальчика предваряет воскресение старца Зосимы на брачном пире Христа.

По свидетельству жены Фёдора Михайловича, А. Г. Достоевской, «Мальчик у Христа на ёлке» принадлежал (наряду со «Столетней» и «Мужиком Мареем») к числу тех художественных произведений из «Дневника писателя», которые писатель в конце жизни больше всего ценил.

3 апреля 1879 г. Достоевский публично читал «Мальчика у Христа на ёлке» в пасхальные дни на литературном чтении для детей в пользу Фребелевского общества в Петербурге, в Соляном городке. На чтение писатель взял с собою сына и дочь. Прием был восторженный, группа маленьких слушателей поднесла чтецу букет цветов. 16 декабря 1879 г. Достоевский снова прочел рассказ на литературном утре в пользу общества вспоможествования нуждающимся ученикам Ларинской гимназии.

Анализ пьесы Вадима Леванова «Выглядки» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Героем рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» является мальчик «с ручкой», т.е. просящий милостыню, «очень маленький, лет шести или даже менее».

Подвал сырой и очень холодный. Мальчик одет в какой-то халатик. Спал на нарах, «где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его». «Какой-то один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко.» Жутко было ребёнку находиться в подвале, кругом царила темнота.

В рассказе сравниваются два города: город, откуда он с мамой приехал, и город, где волей судьбы мальчику пришлось оказаться и погибнуть.

Первый город, оставшийся в памяти ребёнка, - это город, где «по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется - никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать…»

Второй город резко противопоставлен первому: «… а здесь - господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, … и мороз, мороз!» Кругом царит жестокость и страшное равнодушие: «Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их… и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь… Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.» Ребёнок видит улицу – «ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно…» Несмотря на обилие цвета, блеска, рождественской мишуры, этот город несёт смерть.

Смерть мальчика изображена в конце рассказа, когда он прибежал в подворотню, на чужой двор, присел в укромном темной месте, за дровами, чтобы скрыться от жестокого, черствого, равнодушного, убивающего мира. В предложении «… он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка!..» многоточие между союзами И указывает на переход мальчиком границы между жизнью и смертью.

Матери, которые присутствуют у Христа на елке, называются «грешными». А как может безгрешная, настоящая мать допустить, чтобы у её ребенка, не успевшего познать радости жизни, так чудовищно трагически оборвалась маленькая безгрешная жизнь? К тому же всё происходит в канун Рождества. Как можно забыть о душе, добре, любви к ближнему?

В конце события разворачиваются в каком-то фантастическом времени, т.е. сообщение о смерти мальчика не является финальным. Фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика. Реальность происходящего подчеркивает с одной стороны образ автора-рассказчика, обрамляющий все повествование, а с другой - воссозданный образ Санкт-Петербурга. Мотив реальности тесно связан с фантастическими элементами. Так, на райской елке у Христа у каждого ребенка своя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. В образе главного героя отражается мотив "божественного дитя": младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Последний абзац, в котором повествователь как бы сомневается в необходимости таких сюжетов в литературе, умело наводит нас на мысль, что такие события могут происходить и в действительности. И каждый должен извлечь из этого рассказа нравственный урок добра, милосердия, гуманизма, чуткости – всего, чего так порой нам не хватает в этой непростой жизни.

Героями пьесы В.Леванова «Выглядки» являются два мальчика: Никита 5-и с половиной лет и Денис 4-х с половиной лет. Мальчики живут мне непонятно где. Нет конкретного описания жилища. Какая-то квартира. Дети одни на протяжении всего последнего в их жизни диалога. Всё время они ждут, что придет ОНА. Лишь в конце пьесы мы узнаём, кто это ОНА: «ОНА придет скоро... Скоро... МАМА!.. МА...»

Квартира – это какая-то пустота, ужас, какой прижизненный гроб. Внешний мир страшен, хотя именно он доставляет массу приятных предсмертных детских воспоминаний: где-то на улице вкусный снег, кто-то угощает мороженым, кто-то принёс картошки, она должна принести белое и черное: белое – это хлеб, черное – это ржаной…

С внешнего мира они с теплотой вспоминают лишь «дяденьку, который был с бородой. И он меня катал на КАРУСЕЛИ!.. И он меня к себе на коленки сажал, и мы с ним кружились так!.. Он мне еще покупал... знаешь чего? МОРОЖЕНОЕ! Оно такое было холодное, БЕЛОЕ, как снег, вкусное! сладкое! он - мой папка. Вот.» Возможно, он для них герой. Господи, как мало надо ребенку, чтобы быть счастливым!

Смерть братьев изображена в конце пьесы. Мальчики практически одновременно умирают. После многочисленных пауз в диалоге, обозначенных многоточием, и молчаний, мы слышим, как старший мальчик говорит о какой-то бороде, которая колется и щекотит, т.е. доставляет радость. Здесь звучит тот же мотив, что и у Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на елке»: в образе главных героев отражается мотив "божественного дитя".

Пьеса заканчивается словами, которые явно принадлежат Иисусу Христу:

ПУСТЬ ДЕТИ ПРИХОДЯТ КО МНЕ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ,

ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ.

Эти слова опять заставляют нас извлечь из этого произведения нравственный урок добра, милосердия, гуманизма, чуткости.

Оба произведения близки в своей идейной направленности. В них звучит один и тот же мотив: в образе главных героев отражается мотив "божественного дитя". Отличие в том, что повествование у Достоевского ведётся от третьего лица, но художественные средства передают душевное состояние мальчика, заставляют читателя ощутить боль и страдания героя, а у Леванова говорят сами герои, но боль их ощутима не менее. Восклицательные предложения пронизывают тексты, они передают то восхищение и радость героев, то их боль и страх. В вопросительных предложениях голоса автора и мальчиков сливаются. Эффект «присутствия» у Достоевского усиливают однородные члены предложений, а у Леванова, конечно же, диалог. Всё это делает описание более детальным, заставляет обратить внимание на скорбные подробности жизни маленьких мальчиков.

Леванов в пьесе «Выглядки» отсылает читателя к рассказу Ф.М. Достоевского. Героям произведений плохо от человеческой бессердечности, душевной мёртвости. «Живые куколки» у Достоевского противопоставлены мёртвым душой людям, а у Леванова - одно из самых страшных зол, когда мать бросает своё дитя. Всегда и у всех людей ребёнок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты. Среди «униженных и оскорблённых» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Тема детского страдания мучила Ф.М.Достоевского в XIX век, как и современного нам писателя В. Леванова.

  • Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; формировать умение анализировать прозаическое произведение, умение использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся.
  • Нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, слову, цвету и т.д.
  • Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. (Ф.М.Достоевский)

    1. Введение в проблему.

    • Перед вами на столе свечи. Что вам хочется сделать с этими предметами?
    • Какие у вас ассоциации возникают с этой свечкой, со светом?
    • Когда мы чаще всего зажигаем свечи?

    (На Рождество, когда погас свет, в память) Почему мы можем долго с удовольствием смотреть на горящую свечу, а на лампочку нам смотреть неинтересно?

    (Живое пламя и искусственный свет )

    2. Синквейн.

    Из перечисленных слов ключевым является слово “свет”

    Перед вами пустой лист. Ваши ассоциации для меня ценны. Давайте заполним лист вашими ассоциациями, связанными со словом СВЕТ. Этот прием называется СИНКВЕЙН.

    2 прилагательных,

    3 глагола,

    Предложение. (смысл понятия),

    Синоним (смысл понятия).

    Светлый, яркий, манящий.

    Светить, озарять, помогать

    Всегда гореть.

    Жизнь, доброта, милосердие

    3. Праздник РОЖДЕСТВО.

    Свет - это тепло, добро, счастье. Такие чувства мы испытываем, когда в нашей жизни происходят какие-то радостные события. Когда наступает праздник?

    • Какие праздники вы любите? (Новый год, Рождество.)
    • Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество? (Рождение человека – Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, добрее)

    С людьми вся природа тогда ликовала:
    Шумя на деревьях, листы
    Таинственным шепотом славили Бога,
    И пахли сильнее цветы.

    Три дерева – пальма, маслина и елка,
    У входа в пещеру росли
    И первые дни в горделивом восторге
    Младенцу поклон принесли.

    Увидел то ангел Господень
    И елке с любовью сказал:
    “Скромна ты в печали, не ропщешь,
    За это от Бога награда тебе суждена”.

    Сказал он – и звездочки с неба
    Скатились на елку одна за другой
    И вся засияла, и пальму с маслиной
    Затмила своей красотой.

    А мы с той поры каждый год вспоминаем
    И набожно чтим Рождество!
    Ребенок ли, взрослый – все празднику рады,
    И в каждой семье – торжество!

    (Достать елку с игрушками.)

    • Когда отмечают Рождество? Что вы знаете об этом празднике?
    • Как называются дни с 7 января (Рождество) до 19 января (Крещение) – СВЯТКИ.
    • Почему именно святки?
    • Какими должны быть люди в эти дни?
    • В России в Святки принято было творить добрые дела. Какие?

    (Помогать больным и обездоленным; Раздавать милостыню и др.)

    Следовали этой традиции все от государя до простых смертных. Рождество – это время соблюдения добрых дел.

    По словам Ч. Диккенса, рождественские праздники – это “дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца”

    4. Формулировка темы урока.

    Давайте же вместе сформулируем тему урока, учитывая все, о чем мы уже сказали. Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса.

    • Над какими проблемами мы будем сегодня размышлять?

    Тема: проблема доброты и милосердия

    • На уроке уже несколько раз звучало слово милосердие. Произнесите это слово вполголоса. Что вы в нем слышите?

    (Правильно, в нем слышится слово сердце.)

    • Почему именно Сердце?

    (Ведь именно в сердце рождаются такие чувства, как доброта, участие, понимание. Именно своим сердцем мы можем отогреть и поддержать другого человека.)

    В нашей русской литературе многие писатели говорили о добре, взаимопомощи, милосердии. Одним из таких писателей является Федор Михайлович Достоевский, который все свое творчество посвятил этой теме: теме милосердного, гуманного отношения человека к человеку.

    По законам рождественского времени строятся и рассказы, которые называются святочными.

    • Какими признаками должен обладать такой рассказ?

    Признаки святочных рассказов:

    • приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья,
    • присутствие чуда, волшебства, фантастики,
    • имеет какую-нибудь мораль, поучение,
    • оканчивался непременно весело, счастливо.

    В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке одна из газет сообщила: “В собрании художников назначен большой детский праздник “елка” с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горками, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий”.

    Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе “Мальчик у Христа на елке”.

    5. Работа по тем е урока.

    Сейчас мы прочитаем этот рассказ, но у каждой парты будет свое задание. Во время прочтения рассказа попробуйте найти ответ на свой вопрос.

    Прием 6 шляп

    Цвет Шляпа (шар)
    белый Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации.
    черный Критический, негативный. Обращает внимание на то, что плохо. Обосновывает негативные объекты.
    желтый Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм. Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего.
    синий Аналитический, поисковый. Предполагает сделать размышления, прогноз.
    зеленый Изобретательский, новые идеи. Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей.
    красный Эмоциональный. Читательская реакция. Эмоциональное восприятие текста.

    Задания для групп (на шляпах).

    Белый цвет.

    Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.

    Красный цвет.

    Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского? Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?

    Черный цвет.

    Найти в тексте негативное?

    (Показать в тексте искусственный мир и бездушие людей)

    Желтый цвет.

    Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны?

    (Празднуют Рождество, нарядные улицы, освещение с помощью ламп, искусственные лампочки)

    Возьмите краски и кисточки и выразите в цвете ваши чувства и эмоции после прочтения рассказа.

    Зеленый цвет.

    Домыслите финал.

    Я вам прочитала не весь рассказ. Давайте познакомимся с финалом рассказа.

    • А теперь на второй половине листа через цвет передайте новые ощущения от финала рассказа.
    • Каким вы представляете себе мальчика? Опишите его.
    • Маленький мальчик совершенно один оказался в огромном холодном городе Петербурге.

    Охарактеризуйте мир, в котором живет мальчик. Обратимся к тексту.

    Подвал

    Холодный

    Жутко в темноте

    Решается выйти из подвала и попадает куда?

    В ГОРОД (работа с текстом)

    Хочется кушать.

    Не всегда здесь жил, приехал с мамой.

    Обстановка в родном городе:

    Черный мрак,

    Один фонарь,

    Все запираются ставнями,

    Тысячи воющих собак.

    Как Достоевский рисует улицы города?

    Какие слова, образы, характеризующие мир можно выделить?

    Свет, бегут, елка в огнях, золотые бумажки, яблоки, дети нарядные, чистенькие, смеются, играют

    • Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского? (Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.)
    • Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.)
    • Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир?

    Полицмейстер отвернулись (безразличие);

    Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);

    Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).

    • Что можно сказать о душах этих людей? Почему они не замечают, отталкивают, пугают этого маленького человечка?

    Обобщение: Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.

    Получается вся красота – это лишь мишура!

    • Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться? (Холодно)
    • Какое значение имеет слово ХОЛОД в произведении?

    (Слово “холод” имеет два значения: первое – прямое, второе – переносное. “Холод” - это не только рождественский мороз. Это холод людских сердец, их равнодушие. Образ “загнанных лошадей” обозначает бесчеловечность, жестокость, равнодушие людей, воплощение крайнего страдания беззащитных существ в этом мире.)

    Холод в природе – норма, холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.

    И вот мальчик в окно видит….

    Что разделяет одинокого ребенка и веселящихся детей и их родителей?

    “Окно” в сознании людей – это связь мира внутреннего, закрытого и внешнего, открытого.

    А “стекло” - непреодолимая преграда. Оно недоступно для мальчика.

    “Ёлка у Христа” - это то окно, через которое может пройти мальчик.

    • Зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мертвым душой людям.)
    • Мальчик остался в этом мире? (Нет, убегает. Маленький ребенок уже не в силах бороться.)
    • Что происходит потом? (Засыпает на улице.)
    • Что он видит? Сон это или явь?
    • Какова атмосфера того праздника?
    • Автор описывает сказочную елку у Христа. Найдите ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника.
    • Закройте глаза и представьте себе эту елку. Какие бы цвета вы использовали при ее изображении? Почему?
    • Давайте обратимся к описанию первой елки. Чем отличаются эти два рождественских праздника друг от друга? (На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят.)
    • Удивил ли вас финал? Почему? Что нового вы узнали о свете у Достоевского? Сравните его в городе и у Христа? (Искусственный - в окнах его мало - светит, но не греет. И настоящий – его много у Христа - согрел мальчика)
    • Почему дети согреваются на елке? (Благодаря свету в душе, от заботы, внимания, любви Христа к ним)
    • Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)
    • Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив? (Фрагмент “Мальчик с ручкой”.)
    • Зачем писатель создает этот рассказ? Чему он нас учит? (Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.

    Наверное, тому, что обидеть обиженного судьбой очень легко. Очень просто “не заметить чужого горя”, оттолкнуть протянутую за помощью руку. Но как потом жить? Только душевная глухота позволяет людям не думать о том, чем может обернуться для других их жестокость, а то и просто равнодушие.)

    • Давайте обратимся к эпиграфу урока.
    • Каким даром обладал автор, создатель рассказа? (Дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей.)

    6. Подведение итогов урока.

    Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его. (Дети самостоятельно работают на своих листах. Затем листы с записями крепятся на доску рядом с изображением мальчика.)

    Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.

    Ни одно Рождество не обходится без подарков. Я хочу подарить вам елочные игрушки. На них вы найдете мои пожелания вам.

    © 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм