Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Презентация к уроку истории на тему «Общественные движения второй половины XIX века. Радикальные течения. Презентация на тему "народническое движение" в) использование теории утопического социализма

1 слайд

2 слайд

Особенности общественного движения 30-50 гг. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов; Произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством; Впервые консервативное направление получило собственную идеологию; Оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли; Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

3 слайд

4 слайд

Консервативное направление – отстаивающее неизменность политического строя, быта и т.д.

5 слайд

Консервативное движение. Считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Самодержавие как единство царя и народа. Под православием понимал традиционную ориентацию русского человека. Народность как единство объединенного вокруг царя народа без его разделения. Между народом и монархом существует духовное единство, гарант успешного развития России. Соратники: Н.Г.Устрялов, М.П.Погодин, Н.В.Кукольник, Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч. С.С.Уваров.

6 слайд

7 слайд

Либеральное движение. Западники *Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы. *Выступали за отмену крепостного права сверху. *Возвеличивание Петра, который «спас» Россию, обновил страну. *Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития. Представители: Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин. Славянофилы * Монархия + совещательное народное представительство – земское собрание; демократические права и свободы. *Выступали за отмену крепостного права сверху. *Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с «истинного», самобытного пути. *Можно заимствовать у запада полезное – фабрики, ж/д. *Община – основа России основанное на началах равенства. Представители: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский.

8 слайд

Идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освободительного движения. Выступали за отмену крепостного права и сословных привилегий. За создание федерации (равноправного объединения) славянских республик.

9 слайд

Представители идеологии русского революционного движения. А.И.Герцен и Н.П.Огарев. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. § 25.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с идеями радикального общественного движения 60-70-х гг. и их развитием.
  2. Выяснить причины широкого развития радикального революционного движения.
  3. Развивать навыки работы с документами, умение ставить и решать проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

План урока.

3.Идеи Н.Г. Чернышевского.

4.«Земля и воля» 60-х гг.

III. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.

Термины: революционер, «Хождение в народ», народничество (три течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое), «Земля и воля».

Оборудование и материалы:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Материалы урока в PowerPoint.

Портреты Н.Г. Чернышевского, М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева.

I. Актуализация темы «Либеральное и консервативное общественные движения в 60-70-е годы».

Вопросы и задания после § 24.

II. Изучение материала урока.

1.Цели и состав радикального движения.

В пореформенный период в России наблюдается подъем революционных настроений.

Революционер – сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем.

Причины роста революционных настроений:

  1. недовольство результатами крестьянской реформы;
  2. медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь;
  3. непоследовательность в политике Александра II;
  4. надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались.

Участники революционного движения:

Социальный состав участников революционного движения был таким именно потому, что это были образованные люди, знакомые с существованием иных, более демократических государственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России.

Разночинцы – межсословная группа, «люди разного чина и звания» , выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда. С падением крепостного права они стали основным социальным слоем для формирования интеллигенции.

2.Отношение к крестьянской реформе.

Работа с документом.

«Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут». (оценка крестьянской реформы из статьи Н.П. Огарева, опубликованной в журнале «Колокол»)

  1. Как вы понимаете слова Н.П. Огарева? Что подразумевалось под словами «новое крепостное право»?

(крестьянин фактически не получил обещанной ему свободы: он по прежнему оставался зависимым от помещика, связанный с ним системой отработок, был опутан выкупными платежами, не обладал достаточным количеством земли)

3.Идеи Н.Г. Чернышевского.

Идейным вождем революционного движения конца 1850-х - начала 1860-х гг. был Н.Г.Чернышевский . В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию , развивал идеи А.И. Герцена . (Основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе. Россия придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако, сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическими правами).

В августе 1861 года в III-е отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы. В ней убеждали крестьян в том, чтобы они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Подозрение в авторстве пало на Н.Г. Чернышевского. Он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет и написал роман «Что делать?». В 1864 г. после обряда гражданской казни был сослан для отбывания каторжных работ в Сибирь.

4.«Земля и воля» 60-х гг.

1861 год – создание первой тайной революционной организации – «Земля и воля».

  1. Исходя из названия организации, предположите, каковы были ее цели?

«Земля и воля» 1860-х гг.

Годы сущест-ния

1861 – 1864 гг.

Участники

Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев.

Цели

1)созыв народного собрания, свободные выборы в него

2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления

3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам

4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

Методы

1)издание и распространение революционной литературы

2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным

3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания

Беседа по таблице.

1. Какие цели стаивала перед собой организация «Земля и воля»?

2. Что такое народное собрание? (выборное представительное учреждение )

3. Какой государственный строй предполагали установить участники «Земли и воли»? (демократическую республику )

4. Какие методы планировали использовать для достижения поставленных целей?

5. Почему начало крестьянского восстания ожидали в 1863 г.? (учебник, стр. 159 – заканчивался срок подписания уставных грамот; начинался переход крестьян на выкуп )

Надежды на крестьянское восстание не оправдалось и в 1864 г. организация приняла решение о самороспуске.

На основе идей общинного социализма Герцена и Чернышевского формируется новое политическое течение русской радикальной интеллигенции.

5.Революционное народничество.

Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

Течения революционного народничества

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

Идеологи

М.А. Бакунин

П.Л. Лавров

П.Н. Ткачев

Цели

Отрицает государство.

Самоуправление народа.

Анархизм - общественно-политическое течение, выступающее за уничтожение государственной власти в результате стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

Справедливое социалистическое общество

Установление всеобщего равенства.

Замена старых государственных институтов новыми, революционными.

Методы

Крестьянин по совей природе – бунтарь, он готов к революции.

Народный бунт (даже если он «бессмысленный и беспощадный»)

Призвать народ к бунту должна интеллигенция – «умственный пролетариат».

Народная революция.

Длительная подготовка.

Крестьянин не готов к революции.

Пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил ведется незначительным меньшинством лучших людей

Создание революционной организации.

Крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов.

Законспирированная организация революционеров совершит переворот, захватит государственную власть. Это даст толчок революции.

Общие черты

Народ, крестьянство – главная движущая сила революции.

Базис социализма – крестьянская община.

Построение социалистического общества (общества всеобщего равенства).

Организующая сила – революционная партия.

6.Народнические организации 2-ой половины 60-х – начала 70-х гг.

Организация Н.А. Ишутина

(1863 – 1866)

Организация действовала в Москве. Члены ставили задачу организовать революционный переворот в России. В основе их взглядов лежали социалистические идеи Н. Г. Чернышевского, изложенные им в романе «Что делать?». Один из членов организации Д. В. Каракозов совершил в 1866 г. первое покушение на Александра II во время прогулки императора в Летнем саду.

Организация С.Г. Нечаева

«Народная расправа» (1869)

Организация действовала в Москве. Нечаев составил «Катехизис революционера» - свод правил, которыми должен был руководствоваться каждый член организации. Главной идеей было полное самоотречение и послушание ради достижения одной цели – революции. Пытаясь насадить в своей организации слепое подчинение вождю, он приказал ее членам убить студента Иванова, который оспаривал его взгляды. Его образ выведен Ф. М. Достоевским в романе «Бесы».

Кружок «чайковцев»

(1871-1874)

Н.В. Чайковский

Организация действовала в Петербурге. Члены кружка занимались самообразованием, изучением и распространением социалистической и марксистской литературы; вели революционную пропаганду среди студентов, крестьян и рабочих. В 1873 г. выступили инициаторами нового «хождения в народ». Среди ее членов были А.И. Желябов, П.А. Кропоткин, С.Л. Перовская.

III. Рефлексия.

Народники

Их идеи и деятельность

1. А. И. Герцен

2. Н. Г. Чернышевский

3. Н. А. Ишутин

4. С. Г. Нечаев

5. Н. В. Чайковский

Ответ: 1 – Г; 2 – В; 3 – А; 4 – Д; 5 – Б.

IV. Домашнее задание.

Выполните задание. Представьте себя революционером - народником. Какую тактику действий вы бы избрали и что бы вы говорили крестьянам?

Литература.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. М., Просвещение, 2003.

Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. XIX век. 8 класс. М., ВАКО, 2004.

Найдите правильное соответствие.

Народники

Их идеи и деятельность

1. А. И. Герцен

А. Организация народников, которая действовала в Москве в 1863-1866 гг., члены которой ставили задачу организовать революционный переворот в России. В основе их взглядов лежали социалистические идеи Н. Г. Чернышевского, изложенные им в романе «Что делать?». Один из членов организации Д. В. Каракозов совершил в 1866 г. первое покушение на Александра II во время прогулки императора в Летнем саду.

2. Н. Г. Чернышевский

Б. Организация действовала в Петербурге в 1871-1874 гг. Члены кружка занимались самообразованием, изучением и распространением социалистической и марксистской литературы; вели революционную пропаганду среди студентов, крестьян и рабочих. В 1873 г. выступили инициаторами нового «хождения в народ».

3. Н. А. Ишутин

В. В августе 1861 г. в III-е отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней объяснялся грабительский характер крестьянской реформы. Прокламация убеждала крестьян в том, что они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Подозрение в авторстве пало на этого человека. Он был арестован, приговорен к 14 годам каторги (сокращенной наполовину), подвергнут обряду гражданской казни и сослан для отбывания каторжных работ на Александровский завод в Сибири.

4. С. Г. Нечаев

Г. Он утверждал, что основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределение земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе. Он говорил, что Россия придет к социализму, минуя капитализм, чрез крестьянскую общину. Сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическими правами.

5. Н. В. Чайковский

Д. Организация «Народная расправа» возникла в 1869 г. Он составил «Катехизис революционера» - свод правил, которыми должен был руководствоваться каждый член организации. Главной идеей было полное самоотречение и послушание ради достижения одной цели – революции. Пытаясь насадить в своей организации слепое подчинение вождю, он приказал ее членам убить студента Иванова, который оспаривал его взгляды. Его образ выведен Ф. М. Достоевским в романе «Бесы».


Общественное движение второй половины 19-го века.

Слайд 2

Причины подъема общественного движения. 1 необходимость ликвидации феодально-крепостнических пережитков 2 нерешенность аграрнокрестьянского вопроса 3 Противоречия между: крестьянами и помещиками рабочими и капиталистами самодержавие привилегированное положение дворянства отсутствие демократических свобод центром и окраинами властью и обществом либеральной буржуазией и консервативным дворянством

Слайд 3

Отличительная черта общественной жизни России второй половины XIX в. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет политическая инертность широких народных масс рабочее движение находилось в зачаточном состоянии Народ сохранял царистские иллюзии Политическую инертность проявляла буржуазия обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Слайд 4

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении консерваторы либералы радикалы Имели разные цели организационные формы методы борьбы духовные и моральноэтические позиции Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Слайд 5

консерваторы Социальная основа дворянство, духовенство, Идеологическая основа теория "официальной народности". С. Уваров мещанство Самодержавие Православие Важнейшее условие силы и стабильности государства провозглашалось основой духовной жизни народа купечество значительная часть крестьянства. обеспечивает величие и славу России. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. своеобразие исторического пути России.

Слайд 6

Программа консерваторов Во внутриполитической области незыблемость самодержавия, свертывание реформ проведение контрреформ. В социальноэкономической сфере укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. В духовной сфере Во внешней политике развивались идеи панславизма единение славянских народов вокруг России. Идеологи консерватизма в России К.П. Победоносцев Д.Ф. Толстой М.Н. Катков отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционных моральные принципы. (Ф.М. Достоевский в романе "Бесы" обнажил безнравственность их деятельности.)

Слайд 7

ЛИБЕРАЛЫ Социальная основа обуржуазившиеся помещики, Идеологическая основа Отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. морально-этические взгляды. Признание неприкосновенности личности права на свободное духовное развитие личности часть буржуазии Часть интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.). введение конституционных начал Введение демократических свобод продолжение реформ.

Слайд 8

В социальноэкономической сфере Программа либералов Во внутриполитической области создание общероссийского выборного органа (Земского собора) расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). за сохранение сильной исполнительной власти главным методом социальнополитической модернизации России эволюционный путь развития реформы Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии близость к консерватизму развитие капитализма свобода предпринимательства ликвидация сословных привилегий понижение выкупных платежи проведение мероприятий, способствующих становлению в России правового государства и гражданского общества.

Слайд 9

Идеологи либералов в российском общественном движении второй половины 19 века К.Д. Кавелин Б.Н. Чичерин Д.И. Шаховской

Слайд 10

Ф.И. Родичев

Слайд 11

Радикалы Социальная основа выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу. Цели Методы коренное переустройств о общества насильственные методы преобразования России (революционный путь). полицейский произвол Причины возникновения отсутствие свободы слова отсутствие свободы собраний и организаций

Слайд 12

теория особого, некапиталистического развития России и "общинного социализма". Идеологическая основа В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 1 60-е годы складывание революционнодемократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 2 70-е годы оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 3 80-90-е годы - активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социалдемократические группы.

Слайд 13

Слайд 14

«Шестидесятники» Второй центр возник в России вокруг редакции А. И. Герцен журнала "Современник". Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того Герцен А.И. пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

Слайд 15

1. Гончаров Иван Александрович 2. Дружинин Александр Васильевич 3. Некрасов Николай Алексеевич 4. Островский Александр Николаевич 5. Тургенев Иван Сергеевич 6. Чернышевский Николай Гаврилович

Слайд 16

Основными идейными принципами народничества являлись: 1) отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России; 2) стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; 3) идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму 4) представление о русском крестьянине как о человеке будущего, социалисте по инстинкту; 5) критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.

Слайд 17

Пропагандистское направление революционного народничества. Ведущим теоретиком направления выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи: 1) Интеллигенция смогла умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг. 2) Народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе; 3) Внесение социалистического сознания в массы должно было обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы. 4) Для пропаганды надо создать партию, которая и после революции будет руководить строительством социализма. 5) Социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

Слайд 18

П.Л. Лавров М.А. Бакунин

Слайд 19

Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества являлся М.А. Бакунин. Он считал, что: 1) Главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство 2) Поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя; 3) Основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту; 4) После революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний, России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

Слайд 20

Заговорщическое (бланкистское) направление. Его основной теоретик П.Н. Ткачев предполагал, что: 1) Крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества. 2) Поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту. 3) Самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно "висит в воздухе". 4) Поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества.

Слайд 21

Народнические организации студенческий кружок в конец 1850начало 1860-х гг. 1861 г. Харьковском университете кружок пропагандистов в Москве во главе с Аргиропуло и Заичневским

Слайд 22

"Земля и воля" (1861-1864 гг.) Ее руководителями стали Слепцов, Н.А. Серно Соловьевич, Обручев; первая крупная организация народников количество членов - несколько сотен; цель - создание условий для революции; методы деятельности - пропаганда при сочетании легальных и нелегальных форм; легальные организации "Земли и воли" - Артель литераторов и Шахматный клуб. В них входили Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, Д.И. Писарев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Некрасов, И.А. Гончаров, П.Л. Лавров и др. В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самораспустилась.

Слайд 23

Ишутинцы. В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II. « Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления. "Большое общество пропаганды" ("чайковцы") существовало в 18691874 гг. Его возглавляли М. Натансон, Н. Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы. В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции - т.н. "хождения в народ", когда нескольких сотен студентов, гимназистов и молодых интеллигентов отправились в деревню для агитации крестьян. Но поднять крестьян на бунт не удалось. Никифоров Ф. М.А. Натансон Кропоткин П.А Кравчинский С Нечаев С.Г

Слайд 24

"Земля и воля" (1876-1879 гг.) 1) агитация словом и делом; А.Д. Михайлов М. Натансон В.Г. Плеханов 2) акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее вредных представителей власти); Л.А. Тихомиров Землевольцы перешли от летучей пропаганды к оседлой, стали создавать поселения народников в деревне. Новое хождение в народ также не удалось и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды ("деревенщиков"), объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию Черный передел, и сторонников политической борьбы и тактики индивидуального террора ("политиков"), образовавших Народную волю.

Слайд 25

«Народная воля" (1879-1882 гг.) Народовольцы ставили целью революционный захват власти, созыв Учредительного собрания, утверждение политических свобод и, в перспективе, построение общинного социализма. Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии В. Фигнер А.И. Желябов и стал главным средством политической борьбы. 1 марта 1881 г. был убит Александра II, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией. С. Перовская Н.А. Морозов

Слайд 26

«Черный передел» (1879-1882 гг.) Целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне. Г. Плеханов П. Аксельрод В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию. В. Засулич Л.Г. Дейч

Новые веяния русской общественной мысли в 60-70 годах стали основой всех последующих политических течений в России в бурном ХХ веке.

Основные направления общественной мысли

В советской историографии (Э. Виленская, В. Твардовская, Н. Эйдельман) и в ряде современных научных работ (Н. Троицкий) , при изучении истории общественного движения пореформенной России всегда преднамеренно акцентировалось внимание на развитии радикального или революционно-демократического движения. Между тем в этот период продолжали существовать и динамично развиваться и консервативное, и либеральное направления общественной мысли.

а) Консервативное направление. В пореформенный период это направление общественной мысли, которое активно поддерживал император Николай I , по-прежнемуоставалось в идеологических рамках теории «официальной народности» , основные постулаты которой были сформулированы графом С.С. Уваровым еще в 1832 г. Новые идеологи этого направления, среди которых были Константин Петрович Победоносцев, Дмитрий Андреевич Толстой , Михаил Никифорович Катков и Владимир Петрович Мещерский, по-прежнему рассматривали самодержавие как единственно возможную форму правления в России, православие провозглашали основой духовной жизни всей нации, а народность трактовали как отсутствие социальных противоречий в стране и единение православного русского народа с царем.

Рис. 1. Заседание государственного совета. Репин И.Е. ()

Если во внутренней политике консерваторы оставались апологетами самодержавия и несколько позднее стали идеологами контрреформ, то во внешней политике они всячески культивировали и отстаивали идеи панславизма , т. е. единения всех славянских народов под скипетром российского монарха.

Социальной базой консервативного движения являлись многие представители высшей правящей элиты и верхушки православного духовенства, консервативно настроенная часть дворянства и купечества, а также подавляющая часть русского крестьянства. Поэтому взгляды консерваторов во многом отражали настроения подавляющей части русского общества , что в нашей историографии традиционно замалчивалось.

б) Либерально-оппозиционное направление. В рамках этого направления общественной мысли существенное место по-прежнему занимали славянофилы. Надо сказать, что в настоящее время целый ряд авторов (В. Шелохаев, Л. Ляшенко, Е. Дудзинская) опровергают сложившийся в советской историографии стереотип, что в пореформенное время наступил период заката и распада славянофильства и превращение его в исключительно реакционное направление.

На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы , как князь В.А. Черкасский, А.И. Кошелев, И.С. Аксаков и Ю.Ф. Самарин (рис. 2), которые принимали самые активное участие в подготовке и проведении крестьянской, судебной и земской реформ. В пореформенную эпоху дальнейшее развитие получила славянофильская идея созыва общероссийского всесословного законосовещательного органа - Земского Собора - как выразителя широкого общественного мнения. По мнению славянофилов , именно Земский Собор , не ограничивая самодержавной власти монарха, должен был стать инструментом единения царя с народом и гарантом от любых революционных потрясений в стране. Однако защита славянофилами самодержавия как политического института вполне уживалась у них с острой критикой самих российских самодержцев и их политического курса. При этом славянофилы не отрицали возможности введения конституционного правления в России, но считали его преждевременным.

Рис. 2. Славянофил Самарин ()

Позднее, со второй половины 1870-х гг., получило свое развитие земское либерально-оппозиционное движение и его идея о созыве всероссийского земского органа в виде «Общей земской думы» или «Земского собора». Кроме того, в своих многочисленных «адресах» и «записках» на имя царя, земцы требовали ввести в Государственный Совет представителей губернских и уездных земств. Основными печатными органами славянофилов были журналы «День», «Москва» и «Русь».

В 1870-х гг. заметно оживилась и деятельность западников , вождями которых в пореформенный период были Борис Николаевич Чичерин , Федор Иванович Родичев , Константин Дмитриевич Кавелин , Дмитрий Иванович Шаховской и другие видные общественные деятели страны. В отличие от славянофилов, западники, исповедовавшие идею общего цивилизационного развития России и Запада , были сторонниками конституционной монархии и выступали за введение Конституции, созыв законодательного выборного органа власти, значительное расширение полномочий земств и городских дум и за продолжение либеральных реформ. Основными печатными органами западников были два научно-популярных журнала - «Вестник Европы» (рис. 3)и «Русская мысль».

Рис. 3. Журнал «Вестник Европы» ()

При этом и западники, и славянофилы выступали за сохранение сильной исполнительной власти и создание в России правового государства и категорически отвергали любые насильственные методы борьбы и ратовали за эволюционный путь развития страны через механизм реформ.

в) Революционно-демократическое направление. 1860-1870-е гг. стали временем расцвета революционно-демократического или радикального направления русской общественной мысли и зарождения движения революционных народников.

В свое время лидер российских большевиков В.И. Ульянов (Ленин) (рис. 4), проанализировав их политическую программу, писал, что отличительной особенностью революционных народников было: 1. Признание капитализма регрессом и упадком в развитии общества; 2. Убежденность в том, что в России отсутствуют какие-либо объективные предпосылки для становления и развития капитализма; 3. Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской поземельной общины в частности; 4. Убежденность в том, что в России существуют объективные предпосылки для строительства социализма, поскольку здесь сохранилась его готовая ячейка - крестьянская поземельная община, основанная на принципах коллективизма.

Рис. 4. Фото В.И. Ленина ()

В отечественной исторической науке традиционно выделяют три основных этапа в развитии революционного движения в России во второй половине XIX в.: а) 1860-е гг. - создание революционно-демократической идеологии и первых тайных организаций радикалов; б) 1870 - начало 1880-х гг. - окончательное оформление народнической идеологии и деятельность организаций революционных народников; в) 1880-1890-е гг. - разгром движения революционных народников и становление движения либерального народничества , а также начало распространения идей марксизма и первых социал-демократических организаций.

Освободительное (революционное) движение в 1861-1864 гг.

В начале 1860-х гг. в России возникло сразу два идейных центра революционно-демократического движения: первый - вокруг редакции журнала «Колокол» , который издавался в Лондоне А. Герценым и Н. Огаревым, и второй - вокруг журнала «Современник» , издателями которого были Н.А. Некрасов и Н.Г. Чернышевский. Именно на базе этих идей в 1861-1863 гг. получил свое развитие так называемый «прокламационный период» освободительного движения. Свое название он получил благодаря тому, что именно в этот период основной формой пропаганды революционных идей стали многочисленные прокламации: «Барским крестьянам от их благожелателей поклон» и «Великоросс» , авторство которых до сих пор не установлено, «Письма без адреса» Н. Чернышевского, «Молодая Россия» П. Заичневского, «К молодому поколению» и «К крестьянам» Н. Шелгунова и многие другие. Основные идеи этих прокламаций были далеко не одинаковы. Так, «Великоросс» предлагал образованным классам русского общества организовать широкую антиправительственную кампанию с требованием введения конституционного правления в России. Прокламация «К молодому поколению» требовала полного и незамедлительного обновления страны мирным путем и введения парламентарной республики, а «Молодая Россия» безоговорочно ратовала за неумолимую кровавую революцию, которая должна была уничтожить самодержавие и всех представителей дома Романовых, ликвидировать помещичье землевладение, конфисковать все церковное и монастырское имущество и т. д. Последняя прокламация не только озлобила царскую власть, но и шокировала многих радикалов, в том числе А. Герцена, Н. Огарева, Н. Чернышевского и М. Бакунина, которые решительно отмежевались от ее «кровавых сентенций».

Тем временем Н. Чернышевский при активной финансовой поддержке А. Герцена и Н. Огарева занялся объединением радикальных сил, сочетая легальные и нелегальные методы работы. В конце 1861 г. в Петербурге сложилась первая революционно-народническая организация - «Земля и воля» (рис. 5). Ее вдохновителями были А. Герцен и Н. Чернышевский , а организаторами стали братья Н.А и А.А. Серно-Соловьевич , А.А. Слепцов , Н.Н. Обручев , С.С. Рымаренко и В.С. Курочкин , которые вошли в ее Центральный Комитет.


Рис. 5. Газета «Земля и Воля» ()

«Земля и воля» строилась как федерация кружков, созданных в 14 городах страны - Петербурге, Москве, Твери, Саратове, Вологде, Астрахани, Полтаве и ряде других. Самыми крупными отделениями были московский и петербургский кружки , первый кружок возглавлял Н.И. Утин , сын купца-миллионера, а второй кружок опекали Ю.М. Масолов и Н.М. Шатилов , которые были учениками Н. Чернышевского по саратовской гимназии. «Земля и воля» имела и свою военную организацию - «Комитет русских офицеров в Польше» , которую возглавлял подпоручик А.А. Потребня.

Первоначально программным документом «Земли и воли» стала статья Н. Огарева «Что нужно народу?» , опубликованная в июле 1861 г. в эмигрантском журнале «Колокол». Изложенная в этой статье программа действий была рассчитана на сплочение всех оппозиционных и революционных сил и носила в основном умеренный характер. В частности, в ней выдвигались требования безвозмездной передачи крестьянам всей земли, которой они владели до реформы, замены правительственных чиновников выборными волостными, уездными и губернскими органами самоуправления, создание общероссийского органа представительной власти и т. д.

В дальнейшем, по мере прихода к руководству этой организации более радикальных деятелей, в частности Н. Утина и Г. Благосветова , программа «Земли и воли» претерпела серьезные изменения. В феврале 1863 г. в первом номере своей нелегальной газеты «Свобода» землевольцы провозгласили новые положения своей программы: свержение самодержавия и созыв Учредительного Земского собора путем народной революции, которую совместно с польскими революционерами они собирались начать весной 1863 г.

Дело в том, что еще осенью 1861 г. в Варшаве возникла тайная организация «красных революционеров» во главе с Центральным национальным комитетом , которая ставила своей задачей полное восстановление польской государственности в границах 1772 г. Наиболее видными руководителями этой антироссийской националистической группировки были популярные лидеры «красных» - генерал Я. Домбровский, С. Сераковский, З. Падлевский, С. Бобровский и В. Врублевский , которые были самым тесным образом связаны с русскими революционерами. В декабре 1862 г. на встрече лидеров «Земли и воли» с польскими «красными» была достигнута договоренность о совместном выступлении весной 1863 г. Однако после ареста Я. Домбровского польские националисты решили не откладывать выступление, и в январе 1863 г. в Царстве Польском вспыхнул мятеж,вызвавший неописуемый восторг у всех предателей русских национальных интересов, рядившихся в революционные рясы. После подавления польского восстания настал конец и самой «Земле и воле» , которая, полностью обанкротившись, прекратила свое существование летом 1864 г.

Революционные организации и кружки 1860 - начала 1870-х гг.

Радикальное направление в русском освободительном движении середины 1860 - начала 1870-х гг. было представлено деятельностью различных нелегальных и полулегальных кружков и организаций, среди которых обычно выделяют следующие кружки:

а) «Кружок ишутинцев» (1863-1866). Он возник в Москве осенью 1863 г. по инициативе саратовского разночинца и вольнослушателя Московского университета Николая Ишутина . Основное ядро этой подпольной организации составили сам Н. Ишутин , его двоюродный брат Д. Каракозов, П. Ермолов, Д. Юрасов, П. Николаев и другие члены пензенского землячества, учившиеся в Москве. Филиал ишутинского кружка в северной столице возглавлял Иван Худяков. Первоначально деятельность ишутинцев не выходила за рамки пропагандистской работы и обсуждения всевозможных проектов реформирования страны. Но в феврале 1865 г. , разочаровавшись в итогах своей пропагандистской работы, наиболее радикальные члены «Кружка» создали в его недрах тайное общество под названием «Организация» и стали вынашивать планы государственного переворота и цареубийства. 4 апреля 1866 г. Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II , которое привело к разгрому ишутинского кружка.

б) «Кружок нечаевцев» (1868-1869). Эта тайная организация революционеров возникла в Петербурге по инициативе очередного недоучки Сергея Геннадьевича Нечаева (рис. 6) и его приятеля журналиста Петра Никитича Ткачева. В процессе создания организации они разработали «Программу революционных действий» , которая в основном предусматривала пропаганду идеи народного восстания, которое, по мнению должно начаться весной 1870 г. Однако, так и не успев встать на ноги, эта очередная контора радикальных революционеров была разгромлена полицией в марте 1869 г.

в) «Народная расправа» (1869-1870). После разгрома «нечаевского кружка» его руководитель успел улизнуть за границу, и, выдав себя за эмиссара мифического Революционного центра , выклянчил у А. Герцена и Н. Огарева крупную сумму денег в размере 20 тысяч франков . Затем он сблизился с теоретиком русских анархистов М. Бакуниным , и они решили создать в России новое тайное общество. С этой целью они написали печально знаменитый «Катехизис революционера» , ставшей своеобразной «этикой» революционного экстремизма.

Летом 1869 г. , вернувшись в Россию с мандатом официального представителя русского отдела «Всемирного революционного центра» , приступил к созданию нового тайного общества - «Народной расправы». В течение нескольких месяцев быласоздана преступная террористическая организация с железной, по сути, диктаторской дисциплиной и строго конспиративной структурой. Как лидер-диктатор этой организации, намеревался к лету 1870 г. создать боевые отряды из уголовных элементов и посредством террора начать уничтожение государственной машины Российской империи и ее наиболее видных представителей. Однако его наполеоновские планы лопнули как мыльный пузырь. После убийства студента И. Иванова , совершенного по личному указанию , полиция напала на след «Народной расправы» и в начале 1870 г. разгромила эту террористическую организацию. в очередной раз улизнул за границу, но в 1872 г. онбыл выдан царским властям как уголовный преступник и заключен в Петропавловскую крепость , где и умер от помешательства в 1882 г.

Надо сказать, что даже сегодня находятся специалисты (Н. Троицкий) , которые, осуждая сам «феномен нечаевщины» , оправдывают ее тем, что она была «порождена крайностями правительственной реакции».

г) или «Кружок чайковцев» (1871-1874). После разгрома «Народной расправы» многие революционеры, отвергнув нечаевский радикализм, густо замешанный на уголовщине, ударились в другую крайность и отбросили саму идею централизованной организации, которая так уродливо преломилась в нечаевщине. Кружковцы того периода не признавали ни централизма, ни дисциплины, ни каких-либо уставов и т. д. Только две народнические организации, в условиях всеобщей анархии, сохранили некое подобие организованных структур: «Кружок М. Натансона - П. Кропоткина» и «Кружок С. Перовской». Летом 1871 г. эти организации объединились в «Большое общество пропаганды» , которое иногда, не вполне правомерно, называют «Кружком чайковцев». В рамках этой организации существовало несколько региональных отделений в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Херсоне , объединявших около 100 членов , в том числе таких известных террористов, как С. Кравчинский, А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов и других, которые затем составят костяк народовольцев (рис. 7).

Рис. 7. Русские террористы ()

В духе того времени «чайковцы» не имели устава, но у них была железная дисциплина, основанная на принципах подчинения личности организации, а меньшинства - большинству. Программа «чайковцев» , написанная будущим теоретиком русского анархизма Петром Александровичем Кропоткиным , предусматривала тактику пропаганды и длительной подготовки народного бунта, которая затем станет теоретической основой знаменитого «хождения в народ».

д) «Кружок долгушенцев» (1872-1873) . Эта организация, возникшая в Петербурге по инициативе очередного студента-недоучки А.В. Долгушина, состояла всего из 20 человек , но была на редкость амбициозной. Они не только пропагандировали тактику немедленных революционных действий, но и смогли создать подпольную типографию и отпечатать несколько прокламаций, в том числе «Русскому народу». Однако, как только «долгушинцы» попытались начать пропаганду своих идей, на их след напала полиция и «Кружок долгушинцев» был разгромлен.

Список литературы для изучения темы "Общественное движение России в 1860 - 1870-х гг.":

  1. Виленская Э.С. Революционное подполье в России в 60-х гг. XIX в. - М., 1965.
  2. Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. - М., 1994.
  3. Леонтович В.В. История либерализма в России. - М., 1995.
  4. Ляшенко Л.М. Революционные народники. - М., 1989.
  5. Троицкий Н.А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма. - М., 1978.
  6. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996.
  7. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. - М., 1973.
  1. Хронос ().
  2. Интернет-портал Histak.ru ().

Консерваторы(Победоносцев, Катков, Толстой)
Журнал «Московские ведомости»
В идеологических рамках теории
«официальной народности»
Требования: сохранение самодержавия,
помещичьего землевладение,
свертывание реформ,
за патриархальный образ жизни.
идеи панславизма во внешней политике

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) -редактор «Московских ведомостей»

Михаил
Никифорович
Катков (18181887)
-редактор
«Московских
ведомостей»

В 1860-е годы Михаил Катков - известный публицист и
политик. Был инициатором реформ в сфере просвещения, в
частности, нацеленных на утверждение так называемого
«классического» образования (с преподаванием древних
языков и главным образом гуманитарных предметов).
С 1868 года Катков - основатель и попечитель Лицея
Цесаревича Николая при Московском университете
(«катковский лицей»). По замыслу основателей лицей
должен был стать образцом русского национального учебновоспитательного дела для классических гимназий и
университетов.
Именно он ввел в обиход термин «нигилизм» как
обозначение позиции жесткого отрицания, проповеди
разрушения ради разрушения, высмеивания всего, что
дорого каждому образованному и культурному человеку.
Видя в классическом образовании своеобразную прививку от
увлечения нигилизмом, Катков с негодованием отмечал, что
в результате падения образовательного уровня аудитории
вузов оказались забитыми «толпами полуграмотных
мальчишек, не способных ни к чему отнестись критически,
неспособных продержать две минуты одну и ту же мысль в
своей голове…»

С точки зрения Каткова, свобода в государстве невозможна
без «власти», поскольку только власть способна защитить
личную свободу людей. Люди обретают в лице государства
высшую свободу. Монархия вовсе не синоним несвободы, и
«только по недоразумению думают, что монархия и
самодержавие исключают “народную свободу”, на самом же
деле она обеспечивает ее более, чем всякий
конституционализм».
Катков полагал, что гуманное отношение к людям требует не
потворства их порокам и недостаткам, а решительного
противодействия тому, что их губит. Ослабление власти,
отмечал он, порождает смуту, и вместо явного правительства
появляются тайные.
В качестве силы, удерживающей государство и народ от
падения в хаос, выступает самодержавие: «В России есть
только одна воля, которая имеет право сказать “я – закон”.
Перед нею 70 миллионов преклоняются, как один человек.
Она есть источник всякого права, всякой власти и всякого
движения в государственной жизни.

ЛИБЕРАЛЫ
Журналы «Русская мысль»,
«Вестник Европы»
Борис Николаевич Чичерин
Константин Дмитриевич Кавелин

либералы

Журналы «Русская мысль», «Вестник Европы»
Требования: продолжение реформ
Демократические свободы
За конституционную монархию
За свободу предпринимательства
За реформы, против революции
Основной вид деятельности – подача адресов
на имя царя

Радикалы
Журналы «Колокол»
«Современник»
Александр Иванович Герцен
Николай Гаврилович Чернышевский
1812 -1870
1828-1889

Радикалы (революционеры)

Вели активную антиправительственную
деятельность
Создавали тайные организации,
действовали в России и за пределами
России
Издавали и распространяли прокламации
За насильственные методы преобразований
в России

Причины распространения радикальных идей

Реформы 1860 -1870-х гг., хотя и внесли существенные изменения в
жизнь России, все же имели незавершенный и во многом
непоследовательный характер, сохраняя многое из пережитков
прошлого.
Самая главная из реформ - крестьянская, дав крестьянам личную
свободу, еще больше усилила их экономическую зависимость и от
помещика, и от государства.
Ощущение разочарования, обманутых надежд привело к росту
радикальных настроений в среде интеллигенции и учащейся
молодежи, среди которой увеличилась доля разночинцев - выходцев
из средних и низших сословий, получивших образование. Ряды
разночинцев пополнялись и за счет разорившихся, обедневших дворян.
Именно этот слой людей, лишенных определенного места в сословной
структуре общества, стал питательной почвой для революционного
движения, которое набрало значительную силу в период правления
Александра II.
Так возникло народничество.
Это идеология, распространенная в Российской империи в 1860-1910х годах.
Основные идеи: «сближение» интеллигенции с народом в поиске своих
корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с
ощущением интеллигенции потери своей связи с «народной
мудростью», «народной правдой».

Основные идеи народничества

Сторонники идей утопического социализма А.И.
Герцена и Н.Г. Чернышевского
Основа социализма в России – община.
Путь к социализму лежит через революцию
Организатор и вдохновитель революции –
интеллигенция.
Капитализм в России - привнесенное из вне
явление, считали капитализм регрессом в
общественном развитии. Россия минует
капитализм благодаря общине.
Боролись против самодержавия и остатков
крепостничества.

Идеологи народничества

П.Л. Лавров (1823-1900) М.А. Бакунин (1814-1876)
П.Н. Ткачев (1844-1886)

Организации революционеров

В 1861г. возникает первая революционная организация «Земля и
воля». В названии организации были заключены ее главные
идеи - передача крестьянам без выкупа всей помещичьей
земли и ликвидация самодержавия, замена его
демократической республикой.
Лидеры «Земли и воли»:
братья А.А. Серно-Соловьевич и Н.А. Серно-Соловьевич
Н.Н. Обручев
А.А.Слепцов
Думали, что весной 1863 г. в России вспыхнут крестьянские
волнения, которые возглавит «Земля и воля». Волнения
перерастут в революцию.
Но надежды не сбылись.
Руководители были арестованы, не успев развернуть активную
деятельность. В 1864 г. организация прекратила существование.

Революционные кружки 1860-х гг.

Организация Н.А. Ишутина (18631866)
Вели революционную пропаганду среди
студентов, организовали небольшую коммуну,
имевшую свою кассу взаимопомощи,
переплётную и швейную мастерскую,
бесплатную библиотеку и школу. В своей
деятельности Ишутин сочетал пропаганду в
народе идей утопического социализма с
заговорщической и террористической
тактикой.
Группа «Ад» (Д.Каракозов)
4 апреля 1866 г. у решетки Зимнего сада в
Петербурге Д. В. Каракозов открыл счет
покушениям революционеров на
Александра II

Реакция правительства

После покушения Каракозова военный министр Д.А.Милютин
пытался убедить царя, что лишь последовательные реформы
способны предотвратить рост революционного движения. Но
возобладала иная политическая линия.
Были закрыты «Современник» и «Русское слово». Значительно
сузились права земств. Решения земских собраний подлежали
теперь утверждению губернатора или министра внутренних дел.
Губернаторы получили право отстранять от должности земских
деятелей, признанных «неблагонадежными». Земствам разных
губерний запретили даже сноситься друг с другом и публиковать
без разрешения властей свои отчеты. Была задержана подготовка
городской реформы.
Либерального министра просвещения А.В.Головнина сменил граф
Д.А.Толстой. При Толстом школьные программы были сверх меры
перегружены древними языками, что должно было, по странному
замыслу, отвлечь молодежь от участия в современной
общественной жизни.
Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в
университеты. Толстой настаивал даже на призыве студентов в
армию, но против этого выступил военный министр Д.А.Милютин.

Реакция правительства

Ключевой фигурой в правительстве стал шеф жандармов и глава III
отделения Его Императорского Величества канцелярии П.А.Шувалов.
Стращая монарха ростом оппозиционных настроений и новыми
покушениями, Шувалов добился огромной власти; современники
именовали его «Петром IV». Он даже требовал предоставить ему
право увольнять чиновников любых ведомств.
По свидетельству современника, «ни один генерал-губернатор,
являясь в Петербург, не решался представиться к государю, не
побывав предварительно у Шувалова и не выслушав его наставлений».
Над Россией распростертой
Встал внезапною грозой
Петр по прозвищу четвертый,
Аракчеев же второй
(Ф.И. Тютчев)

«Народная расправа» С.Г. Нечаев
Дело мирной пропаганды, по его мнению, было кончено; приближается
страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским
способом; дисциплина должна быть полная.
«Революционер, - говорилось в принятом Нечаевым уставе („Катехизис
революционера“), - человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни
дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от
мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку
разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он
презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю
общественную нравственность».
Стал прототипом Петра
Верховенского – героя романа
Ф.М. Достоевского «Бесы»
© 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм