Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Опыты для детей: создаем космос в домашних условиях. Педагогическое мероприятие с детьми на тему: «Космические эксперименты» (подготовительная группа) Космические эксперименты с дошкольниками психология

Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Космические эксперименты».
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о космосе через знакомство с новыми понятиями (виртуальное путешествие, невесомость, спутник, кратер, отсек, марсоход) и проведение опытов и экспериментов.
2. Развивать творческое воображение и словесно-логическое мышление детей.
3. Воспитывать любознательность, доброжелательность и рассудительность.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, магнитофон; мягкие модули, столы, стулья, фартуки, карточки «Правила безопасности при проведении опытов и экспериментов», термос с горячей водой, стекло, чаша с мукой, мячи-прыгуны, стаканы с раствором спирта, пипетки, шпажки и тарелочки на каждого ребенка, баночки с подсолнечным маслом, влажные салфетки, разносы, контейнеры для мусора, обучающие карточки «Космос».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель и дети входят в группу (зал).
— Ребята, вы любите путешествовать?
— Да!
— Расскажите мне о своих путешествиях. Где вы, в столь юном возрасте, уже успели побывать?
— Мы с семьей отдыхали в Турции… А мы летом ездили в Сочи…
— Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие. И это будет виртуальное путешествие в космос! Слово путешествие вам хорошо знакомо. А что обозначает слово «виртуальное»?
— Выдуманное.
— Правильно, «виртуальное», то есть не настоящее, воображаемое. Я надеюсь, вы любите фантазировать?
— Да!
— Тогда не будем терять времени!
— Чтобы отправиться в космическое путешествие нам необходимо стать… Как называют людей, которые летают в космос и проводят там испытания?
— Космонавты.
-Именно! Вообразим себя космонавтами?
— Да.
— У космонавтов есть специальные костюмы. Как же они называются?
— Скафандры.
— К сожалению, у нас с вами скафандров нет. Но, есть вот такие интересные фартуки и наша фантазия. Наденьте их и вообразите, что это скафандры.
— Передо мной настоящие космонавты! В таких скафандрах вам и открытый космос не страшен!
— Пора в путь! На чем же мы полетим?- На ракете?
— У нас есть мягкие модули. Попробуем превратить их в ракету?
— Да.
— Предлагаю расставить их в форме круга (это будут наши посадочные места) и не забудем оставить место для посадочного люка. Расставляют модули. Занимаем места в ракете.
— Внимание! До запуска ракеты осталось 10 секунд.- Ребята, распределите воздух таким образом, чтобы сосчитать от 10 до 1 и громко, отчетливо произнести слово «пуск». Набираем воздух через нос… Начинаем отсчет времени: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск! Звучит аудиозапись шума взлетающей ракеты. Звучит космическая музыка. Воспитатель включает дисколампу.
— Ребята, что происходит? Воспитатель встает и начинает имитировать состояние невесомости.
— Это невесомость.
— Мы в космосе. Здесь земное притяжение отсутствует. Поэтому мы находимся в состоянии невесомости. Как же здесь красиво!
На экране появляется картинка с изображением планеты Земля.
— Ребята, посмотрите в иллюминатор. Что вы видите?
— Это наша Земля.
— Правильно, это наша родная планета – Земля. Так она выглядит из космоса. Какую форму она имеет?
— Форму шара.
— Земля — это огромный шар. Вы только посмотрите, какая она красивая! Ее часто называют «голубой планетой». Как вы думаете, почему?
— Потому что на Земле много воды.
— Молодцы! В солнечной системе есть 9 планет, среди которых самая уникальная планета – это планета Земля. Потому что только на ней существует жизнь. Но так было не всегда. Хотите узнать, как появилась наша планета?
— Да.
— Некоторые ученые предполагают, что первоначально Солнце было огромным раскаленным шаром. Однажды на нем произошел взрыв, в результате которого от Солнца откололись огромные куски, которые и стали называтьпланетами. Сначала наша планета была горячей, но постепенно она начала остывать. Посмотрите, у меня есть термос с горячей водой. Предлагаю пофантазировать и представить, что это наша горячая планета. Теперь я открою крышку и «наша планета» начнет остывать. Что при этом происходит?
— Образуется пар.
— Мы видим, как вода начинается испаряться. В холодном воздухе пар снова превращается в воду и начинает накапливаться. Это мы можем увидеть, если подержим над термосом стекло. Что произойдет, когда на стекле накопится слишком много капель воды?
— Они упадут обратно в термос.
— Вы правы. Именно так, по мнению ученых, вода в виде дождя упала на уже остывшую Землю, и образовался первый океан. А в океане возникла жизнь. К сожалению, точно узнать какой была Земля много миллиардов лет назад, невозможно, поэтому это только догадки ученых.
На экране появляется изображение Луны.
— Ребята, вы только посмотрите, мы пролетаем мимо какого-то небесного тела. Что это?
— Это планета.
— Может моя загадка поможет вам узнать эту планету:
То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.
— Это Луна.
— Луна – это спутник земли. Как вы думаете, что такое спутник?
— Он вращается вокруг земли.
— Правильно, ребята, спутник — это небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Луна — это ближайшее к земле небесное тело и единственное, где побывал человек. На Луне нет ни воды, ни воздуха, ни погоды. А ее поверхность усыпана кратерами – ямами, которые появились от ударов огромных камней-метеоритов миллиарды лет назад. Хотите увидеть, как это было?
— Да!
— Тогда, предлагаю пройти в соседний отсек. Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоит чаша с мукой.
— Ребята, посмотрите, перед вами чаша с мукой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти мячи – прыгуны – метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются. Дети и воспитатель бросают мячи-прыгуны в чашу с мукой с разной высоты.
— Что происходит с мукой?
— В ней образуются ямки.
— Одинаковые ли они?
— Нет!
— От чего зависит размер ямок-кратеров?
— От размера мяча-прыгуна.
— А глубина ямки?
— От того, с какой высоты его бросили.
— Правильно ребята, чем выше мяч-прыгун от поверхности во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на экран. Это фотография поверхности луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?
— Да.
— Предлагаю вернуться в наш посадочный отсек и посмотреть, что мы пролетаем в данный момент.
На экране появляется изображение Марса.
— Это самая загадочная планета в нашей солнечной системе – Марс. Ее еще называют «красной планетой». Как вы думаете, почему?
— Потому что она красного цвета.
— Вы правы, именно потому, что она имеет красновато-коричневый оттенок поверхности. А загадочная она потому, что издавна люди верили, что на марсе есть жизнь. Как же называют существ, живущих на Марсе?
— Марсиане.
— Кажется, они рады встрече с нами и шлют свой музыкальный привет! Потанцуем вместе с ними? Воспитатель включает музыкальную физминутку «Инопланетяне».
— Ребята, на самом деле, никаких марсиан человек на Марсе так и не обнаружил, хотя… может быть, он просто плохо искал. Зато посланные на планету марсоходы (космический аппарат, предназначенный для передвижения по поверхности планеты Марс) смогли обнаружить там самую высокую гору в солнечной системе, самый глубокую долину и самые обширные в солнечной системе пылевые бури, которые охватывают всю планету и могут длиться несколько месяцев.
Звучит сигнал тревоги на космическом корабле.
— Ребята, приборы показывают, что сейчас на Марсе как раз период пылевых бурь. Мы подлетели слишком близко, и наш космический корабль получил повреждения. Поэтому необходимо срочно вернуться на Землю. Пристегните ремни. Мы возвращаемся на Землю. Звучит аудиозапись приземления и посадки ракеты.
— Вот мы и дома, на родной Земле… Жаль только, что нам не удалось увидеть остальные планеты солнечной системы. Хотя, на космодроме есть лаборатория, в которой мы с вами сможем создать свой собственный космос. Вообразим себя учеными-исследователями?
— Да!
— Ребята, все объекты на космодроме находятся под охраной, поэтому чтобы попасть в лабораторию нам необходимо рассказать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Они зашифрованы на этих карточках-подсказках. Попробуем их расшифровать. Воспитатель поочередно показывает детям карточки-подсказки с правилами проведения опытов. Дети называют правила.
— Можно задавать вопросы, слушать, смотреть, нюхать и трогать руками, только если разрешает взрослый. Нельзя пробовать на вкус, громко разговаривать и кричать, нужно быть аккуратным, чтобы ничего не разбить.
— Молодцы, ребята! Теперь мы можем пройти в лабораторию. Воспитатель и дети подходят к столу, на котором расставлены стаканчики со специальным раствором, чашечки с подсолнечным маслом, пипетки и шпажки на каждого ребенка.
— В стаканах на столе жидкость с очень резким запахом. Нюхать ее необходимо с осторожность. А пробовать на вкус ни в коем случае нельзя. Это будет наша космическая среда. В ней мы и будем создавать систему планет. Для этого нам необходимо набрать в пипетку немного масла из чашечки. Воспитатель и дети набирают масло в пипетку. Если дети не умеют пользоваться пипеткой, то воспитатель подробно объясняет им как это делать: возьмите пипетку в правую руку, как ручку или карандаш, только держите ее за резиновую часть. Сожмите резиновую часть пипетки указательным и большим пальцем, а затем опустите пипетку в масло, после чего резко разожмите пальцы и поднимите пипетку над чашкой. В пипетке оказалось масло.
— Теперь осторожно капаем в стакан большую каплю масла или несколько маленьких капель в одно и то же место (то сжимая, то разжимая резиновую часть пипетки указательным и большим пальцами правой руки ). Понаблюдайте за каплей. В воде бы она всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира. А в специальном растворе капля плавает красивым золотистым шаром. Это наша первая планета. Вы даже можете придумать ей название. Например, назвать ее своим именем. А теперь, пользуясь шпажкой или пипеткой, вы можете добавить новые планеты, соединить их в одну огромную или, наоборот, разделить на несколько. В своем собственном космосе вы — могущественные творцы! Дети самостоятельно экспериментируют и наблюдают за происходящим.
— Ребята, лаборатория закрывается, а нам пора возвращаться в детский сад. По дорожке из звезд мы пройдем, в детский сад прямиком попадем. Воспитатель и дети проходят по дорожке, выложенной из звезд.
— Понравилось ли вам наше виртуальное путешествие?
— Да!
— Что было в нашем путешествии самым интересным?
— Мне понравилось участвовать в образовании кратеров на Луне. Мне понравилось танцевать с марсианами. А мне больше всего понравилось создавать свои планеты…
(Если дети затрудняются в ответах, можно задать наводящие вопросы. Мимо каких планет пролетал наш космический корабль? Почему Луну называют спутником планеты Земля? Что такое кратеры? Кого мы встретили на Марсе? Почему нам пришлось прервать путешествие? Чем мы занимались в лаборатории на космодроме?)
— А мне понравилось путешествовать с такими замечательными ребятами как вы!
— Ребята, на занятии нам удалось узнать много нового и интересного про космос и космические объекты, и мне бы очень хотелось, чтобы вы продолжили изучение данной темы. Ведь это так интересно! А помогут вам в этом познавательные карточки «Космос». До свидания ребята! Не забудьте рассказать своим друзьям о нашем замечательном путешествии!

Астрономия в воспитании ребенка абсолютно незаменима. Неудивительно, что детей куда больше интересует звездное небо, чем их родителей. Ведь взрослым постоянно некогда, они заняты, у них проблемы и заботы. Но дети задают массу самых неожиданных вопросов и на них нужно отвечать. Любознательных мальчишек и девчонок уже интересует не только Земля, Луна и Солнце, но и другие планеты, галактики, кометы. Обеспокоенные родители задумываются: «С какого возраста можно начать разговаривать с ребенком о такой интересной науке, как астрономия?». Некоторые детишки уже в два-три года мечтают слетать на Луну. А другие в четыре года просят маму перед сном читать не веселые сказки и забавные истории, а вполне серьезную книгу «Вселенная». Но мы отвлеклись. Сегодня в этой статье мы хотим познакомить родителей с несколькими увлекательными опытами, которые однозначно понравятся вашим детям. И, как знать, может, благодаря именно этим экспериментам, ваш ребенок станет великим астрономом и не только слетает на Луну, но и откроет новую неизведанную планету.

Опыт День-ночь

Основная задача этого опыта заключается в том, чтобы рассказать ребенку, почему на нашей планете бывает день и ночь.

Для опыта нам понадобится всего лишь фонарь и глобус.

Как провести эксперимент:

  1. Заведите ребенка в комнату с выключенным светом и направьте луч фонарика на глобус. Объясните ему, что условно вы будете считать фонарик – Солнцем, а глобус – Землей. В тех местах Земли, куда попадают солнечные лучи (свет от фонаря) – светло, там день. А куда они не доходят – ночь, ведь там темно.
  2. А теперь поверните глобус, солнечный свет будет освещать другие районы земли. Найдите на глобусе свой край или город и попросите ребенка сделать так, чтобы в вашем городе наступил день, а потом ночь. Поинтересуйтесь у ребенка, какое время суток на границе света и темноты. Дети очень быстро сориентируются и скажут: «Либо ранее утро, либо вечер». Объясните ребенку, что в нашей Вселенной все планеты и звезды находятся в постоянном движении. Но они движутся не хаотично, а по заданной траектории. И наша планета Земля вращается вокруг своей оси. Это можно легко продемонстрировать на примере глобуса. На глобусе прекрасно видно, что земная ось слегка наклонена. Именно благодаря этому, на нашей планете есть полярная ночь и полярный день. Дайте ребенку глобус, пусть он самостоятельно, вращая его, поиграет в день-ночь.
  3. Освещая то одну, то другую часть глобуса, он сможет убедиться, что один полюс всегда темный, а другой светлый. В ходе эксперимента можно рассказать ребенку, как живут люди в условиях полярной ночи. Поверьте, ребенку будет очень интересно.
  4. А еще можно нарисовать на обычном листе бумаги контуры Северной Америки и Австралии. Вырезать их и наклеить на воздушный шарик. Но наклеить их так, как они в действительности расположены на нашей планете. Затем нужно привязать свободно шарик и посвятить фонариком на одну его сторону. Отпустить веревочку и дать шарику упасть. Но упасть с той высоты, с которой вырезалась бумага. А теперь медленно повернуть его. Старайся держать шарик так, чтобы в Австралии была полночь, а в Северной Америке рассвет. Демонстрируя этот космоса можно проще объяснить ребенку, что наша планета находится в постоянном движении. Люди, живущие на той стороне, что в данный момент повернута к Солнцу, встречают рассвет, а люди с другой ее стороны любуются звездами и собираются ложиться спать.

Как сделать солнечные часы – инструкция

Для создания солнечных часов приобретите:

  • Упаковку от CD.
  • Просвечивающийся компакт диск.
  • Клейкую бумагу.
  • Этикетки, предназначенные для CD.

Инструкция:

  1. На дно коробки, а точнее на ее внутреннюю поверхность, приклеить полукруг, на котором заранее отметить часовые пояса. При этом метка «0» должна располагаться четко горизонтально.
  2. Аккуратно вырезать серый сектор. Он находится на вставной части диска. Наклеить его на диск.
  3. Определить в коробке центр и просверлить в этом месте отверстие. Его диаметр должен быть приблизительно 2 мм.
  4. В отверстие закрепите гномон — небольшой гвоздик без шляпки. Подойдет и зубочистка. Закреплять по отношению к плоскости самого диска перпендикулярно. Гвоздик должен выступать на 20 мм в обе стороны.
  5. Затем компакт диск можно установить в держатель. Шкалу расположить под наклоном 90 градусов географической широты.
  6. Роль подставки может исполнять крышка от коробки. Ее нужно просто откинуть. Добиться нужного угла уклона можно, немного подрезав края коробки.
  7. Теперь солнечные часы необходимо сориентировать. Гвоздик направить на север. Естественно, верхняя часть шкалы будет направлена на южный полюс. Чтобы солнечные часы можно было использовать, нужно отметить на «карте» долготу своего города и эту метку совместить с номером часового пояса региона. Тень от гномона будет являться показателем поясного времени.

Как смоделировать затмение дома – эксперимент

Древние китайцы были уверены, что затмение – это результат того, что Дракон проглотил Солнце. В двадцать первом веке мы сами может устроить небольшое домашнее затмение. Чем мы хуже китайского Дракона.

Для этого эксперимента нам понадобятся: теннисный мячик, шарик для настольного тенниса и фонарик.

Инструкция:

  1. Теннисный мяч кладем на расстояние 60 см от фонарика, а между ними (посередине) положим шарик для настольного тенниса.
  2. Погасим в комнате свет.
  3. Включим фонарик и направим луч света на мяч, одновременно передвигая шарик вокруг мяча.
  4. А теперь представим, что теннисный мяч – это Земля, а теннисный шарик – это Луна. Естественно фонарик – это Солнце.
  5. Внимательно проследим, что будет происходить, когда шарик (Луна) будет проходить между фонариком и мячом, и когда он будет двигаться позади мяча (Земли).

Мы увидим модель настоящего затмения.

Микрокосмос в рюмке — опыт по астрономии

Для создания микрокосмоса в рюмке нам понадобятся : чистый медицинский спирт (водка не подойдет), рюмка 250 мм, вода, растительное масло любое, пипетка.

Инструкция:

  1. Наливаем 150 мм спирта в рюмку.
  2. В пипетку набираем масло и аккуратно капаем большую каплю в рюмку со спиртом.
  3. Капля масла сразу же опустится на дно рюмки.
  4. Посмотрите, как красиво выглядит капля – настоящий золотистый шар.
  5. В данном случае разные жидкости имеют разный удельный вес, именно поэтому они и не смешиваются.
  6. Почему масло выбрало форму шара? Просто потому, что это самая экономичная фигура. Спирт давит на масло со всех сторон, и масляный шар пребывает (в своего рода) невесомости.
  7. А теперь превратим наш шар не просто в лежащий на дне предмет, а в настоящую парящую планету. Для этого нам надо разбавить спирт водой. Но ее надо добавлять в рюмку постепенно крохотными порциями.
  8. Шар начнет отрываться от дна.
  9. Масло с водой и со спиртом не смешивается. Между ними всегда будет граница. А вот вода и спирт легко смешиваются. Жидкость в рюмке меняет свою плотность, и масляный шар начинает всплывать со дна.
  10. Результат этого будет просто потрясающим, если в воду заранее добавить пищевой краситель.
  11. А теперь можно дать ребенку пипетку и позволить самому добавить несколько «планет» в космическое пространство. Он может самостоятельно соединять несколько маленьких планет в одну большую, может разделять планету на несколько более мелких. Он может помешать палочкой в рюмке и создать новую планетарную систему.

Как сделать ракету из бутылки?

Этот опыт позволит смоделировать пневмогидравлическую модель ракеты, взлетающую под действием реактивной силы.

Для опыта понадобится обычная двухлитровая бутылка из пластика, насос, герметичная пробка, трубка для накачивания воздуха, ниппель, станина, крепление.

Инструкция:

  1. На станину (подставку из дерева) строго вертикально закрепляем трубку из пластика.
  2. Заполняем на 1/3 водой обычную пластиковую бутыль.
  3. Бутыль герметично устанавливаем на трубку.
  4. Заранее на низ трубки устанавливаем ниппель. Можно использовать велосипедный ниппель.
  5. Насосом, используя ниппель, в бутыль накачиваем Н2О.
  6. Благодаря воздуху, в верхней части бутыли создается давление.
  7. Н2О начинает выталкивать жидкость.
  8. Бутыль срывается со станины.
  9. Поток воды устремляется вниз, создавая при этом реактивную тягу. Именно она и поднимает бутыль вверх (в космос – шутка).

Смех, смехом, но ракета, изготовленная из бутыли, способно подниматься на высоту девятиэтажного дома. А сколько болельщиков соберется понаблюдать за запуском ракеты – сложно себе даже представить.

Канадец Стивен Ликок в свое время сказал, что астрономия учит нас беречь и правильно пользоваться не только Солнцем, но и всеми другими планетами.

А учиться любить, беречь и восхищаться нашей Вселенной нужно с самого раннего детства.

Опыты на тему «Космос»

Опыт№1 «Делаем облако».

Цель:

- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облаков.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт№2 « Солнечная система».

Цель:

Объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.

Представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты

Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..

Солнцу помогает вечное движение.

Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.

Опыт№3 « Солнце и Земля».

Цель:

Объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли

Оборудование: большой мяч и бусина.

Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.

Опыт№4 «День и ночь».

Цель:

- объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы! . Для нее понадобятся всего-то две вещи - глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: “Смотри; фонарик - это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем - теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, - у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер

Опыт№7 « Кто придумал лето?».

Цель:

- объяснить детям, почему бывает зима и лето. Оборудование: фонарик, глобус.

Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг “солнца” и наблюдать, что произойдет с

Освещением. Из-за того, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима. Расскажите, что Земле необходим целый год для того, что бы облететь вокруг Солнца. Покажите детям то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда маленького бумажного человечка или фотографию малыша. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми

определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание юных астрономов, что через каждые пол оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

Опыт№5 «Затмение солнца».

Цель:

- объяснить детям, почему бывает затмение солнца. Оборудование: фонарик, глобус.

Очень многие явления, происходящие вокруг нас, можно объяснить даже совсем маленькому ребенку просто и понятно. И делать это нужно обязательно! Солнечные затмения в наших широтах - большая редкость, но это не значит, что мы должны обойти такое явление стороной!

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как думают некоторые. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца. Да... звучит непонятно. Нас выручат простые подручные средства.

Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот - раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света - вот вам и черное Солнце... Как все просто, оказывается.

Опыт №6 «Далеко - близко».

Цель:

Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха.

Оборудование: два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).

ПРОЦЕСС:

Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см.

Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки.

Включите лампу. Через 10 мин запишите показания обоих термометров.

ИТОГИ: Ближний термометр показывает более высокую температуру.

ПОЧЕМУ? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий -- ближайшая к Солнцу планета - получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы Планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав.

Опыт№7 «Космос в банке».

Метод выполнения работ:

1) берем подготовленную тару и укладываем внутрь вату

2) насыпаем в банку блесток

3) выливаем в банку пузырек глицерина

4) разводим пищевой краситель и выливаем все в банку

5) доливаем доверху 6) если делали в банке, то закрываем все крышкой и герметизируем клеем или пластилином воды

Сначала нужно просто сказать малышу, что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца, и это очень важно. Если вдруг она остановилась бы, то жизнь на ней прекратилась бы: в одном полушарии станет невыносимо жарко, а в другом все заледенеет, поскольку Солнце останется только с одной стороны. В природе заложена спасительная закономерность – суточный 24-часовой цикл вращения вокруг своей оси. Ночью планета успевает немного остыть, а днем прогревается. Поэтому животные, растения и люди могут спокойно жить и радоваться.

Попробуем воспроизвести суточный цикл в домашних условиях, с помощью опыта для детей. Нам понадобится мандарин, длинная палочка и свечка. Время проведения опыта – не ранее 21.00, чтобы сгустились сумерки и было интереснее.

Опыты для детей: мандариновая планета Земля

1. Берем мандарин, он будет исполнять роль нашей планеты. По форме он даже немного похож на Землю, как бы сплюснутую у полюсов, то есть имеющую форму эллипса. Рисуем на кожице мандарина человечка. Он будет условно обозначать место, где находится ребенок.

2. Выключаем свет и зажигаем свечу – наше «Солнце». Ставим свечу на стол – устойчиво, желательно в подсвечнике или специальной подставке.

3. Протыкаем длинной палочкой мандарин, стараясь не повредить дольки. Палочка – это воображаемая земная ось.

4. Подносим мандарин к свечке. Пламя освещает только одну половинку фрукта? Так и Солнце освещает одно полушарие. Можно слегка наклонить палочку – земная ось ведь тоже наклонена. На нарисованного человечка падает свет. А там, где темно, ночь.

5. А теперь поворачиваем палочку с мандарином, чтобы другая половина осветилась пламенем. Так и Земля поворачивается вокруг своей оси, и день сменяется ночью. А теперь пусть малыш, если захочет, повторит опыт с начала до конца самостоятельно.

Объяснение эксперимента для детей

Земля постоянно вертится вокруг своей оси (как мы поворачивали наш мандарин). Поэтому на планету либо падает солнечный свет, либо нет. Мандарин поворачивался вокруг своей «оси», и свет от пламени на него падал избирательно: сначала была освещена одна половинка, потом другая. Все, как в природе.


Перед началом тематической недельки покажите ребенку фото или презентацию о планетах, Солнечной системе, о космосе, почитайте тематическую книжку.

  • Делаем ракету для космического путешествия. Ракету можно сделать из стульев, подушек, коробок, картона, бутылок, нарисовать, слепить из пластилина, выложить из счетных палочек, кубиков, конструктора.

Вот несколько примеров поделок «Ракета»:

  • Поиграйте в подготовку космонавта к полёту.

Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы).

Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч).

Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног).

Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук).

Как работает радио, не барахлит? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте).

Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом).

В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох - руки вверх, выдох - руки вниз).

  • Запустите ракету.

Наденьте бумажную ракету на трубочку для коктейля и подуйте в трубочку так, чтобы ракета взлетела:



Надуйте шарик — ракету, приклейте к нему скотчем трубочку для коктейля. Протяните через комнату нитку, проденьте ее через трубочку. А теперь отпустите шарик. Воздух начнет из него выходить, и шарик полетит.

  • Познакомившись с планетами Солнечной системы, можно изобразить их разными способами — слепить из солёного теста или пластилина, нарисовать отпечатками разрезанной картошки или пробковой крышкой, выложить пуговицами или пластилином, сделать мобиль из картонных или фетровых фигурок.

Мы сделали вот такой рисунок: нарисовали звездное небо, разбрызгав белую краску по черной бумаге с помощью кисточки. Каждую планету отдельно, вырезали и приклеили их на звездное небо.

Луну можно нарисовать так. Вырежьте из картона круг, нарисуйте на нем восковыми мелками круги — кратеры, а затем закрасьте всю Луну акварелью.

Фонарик «Созвездия». Нарисуйте на черном картоне созвездия, сделайте отверстия в местах, где расположены звезды. Приклейте получившиеся карточки на бумажные формочки для кексов, наденьте на фонарик и перевяжите ниткой. А теперь зажгите фонарик в темной комнате и направьте на стену, чтобы получилась проекция созвездия.

© 2024 Аналитика. Религия. Мироздание. Прошлое. Сионизм